Александр Дугин, лидер международного Евразийского движения, главный редактор портала Катехон – специально для Незыгаря. (1)Образование в любом обществе – даже самом архаичном – имеет определяющее значение. Именно от того, какой образ транслируется в процессе образования, и зависит, каким является все общество в целом, какова идентичность каждого его члена. Человек в огромной и решающей степени существо социальное, политическое (по Аристотелю человек есть «политическое животное»). И именно общество – его установки, его правила, его традиции, его ценности, его институты и практики – наделяет человека содержанием. Вне общества человека нет. Аристотель говорил, что вне общества может существовать только Бог или идиот. Образование – это тот инструмент, с помощью которого общество творит само себя. Оно себя в образовании осмысляет, осознает, меняет, сохраняет и транслирует в будущее. В средневековом обществе образование было неразрывно связано с Церковью. А в России отчасти это сохранялось вплоть до 1917 года. Это логично, так как Церковь и отвечала за образ общества, за догматы, правила, истины и веру, за то, что есть добро и зло, за структуру знаний и норм, за изложение истории и оценку мировых событий – древних и современных. В секулярном обществе Нового времени Церковь была от этого отстранена, и ответственность за образование взяло на себя светское государство. Теперь уже государство выступало как истина в последней инстанции в вопросе трансляции образа. Однако государство не есть вещь в себе. У любого государства обязательно имеется явная или скрытая идеология, то есть система установок, положений, «истин», на которых оно основано. В современной России сложилась катастрофическая ситуация именно в том, что никакого внятного образа у современного российского общество просто нет. Нет никакой Идеи, нет никакой идеологии, нет никакой ясно сформулированной системы положений, ценностей и «истин». И укреплять, утверждать и транслировать будущим поколениям строго говоря просто нечего. В 90-е годы в Российской Федерации власть оказалась в руках у либералов-западников. Параллельно контролю над экономикой и политическими процессами, они ринулись устанавливать контроль над образованием. Вначале они стали внедрять в школу даже крайне либеральные – практически экстремистские и открыто русофобские – учебники, напечатанные Фондом Сороса. В сфере образования начались великие чистки – марксизм поспешно заменялся на либерализм, коллективная идентичность на индивидуальную, социализм на капитализм и т.д. Однако за 10 лет либеральной вакханалии в 90-е завершить либерализацию российского образования правящей верхушке реформаторов не удалось. Марксистские догмы и практики были очень устойчивы, а либеральные установки подчас откровенно противоречили самой русской идентичности. Огромная масса работников образования – осознанно или не очень -- саботировала либеральные реформы – я имею в виду именно в содержании образования. По форме же западные методики продолжали довольно интенсивно внедряться. Либеральный образ захлебнулся, поблек и зачах. Синонимом 90-х стала не священная частная собственность, а бандитский передел, распад, насилие и вырождение.При Путине последовательный западнический либерализм в качестве правящей идеологии в России был как минимум поставлен под вопрос. Но при том не последовало ни возврата к коммунистической идеологии, ни создания новой идеологии, ни передачи главенствующей роли Церкви. Следовательно, образование в России лишилось своей основы.