Александр Дугин, лидер международного Евразийского движения, главный редактор портала Катехон – специально для Незыгаря. (2)Власть полностью контролирует образование, но не знает при этом главного: какой образ сама эта власть хочет создать, закрепить и передать грядущим поколениям. В этом отношения представления самые размытые и подчас противоречивые. В одном месте власть утверждает одно, в другом другое. Для образования такой прагматизм и такая идеологическая гибкость совершенно губительны. И единственное, что остается в такой ситуации – это опираться на предыдущие эпохи, когда идеология у государства была. Именно это мы и видим современном российском образовании: это уродливая смесь · подзабытого и фрагментарного коммунизма (прежде всего в его материалистической составляющей), и · слегка потесненного либерализма, который начал внедряться в 90-е, но постепенно перешел почти исключительно в методологию – сегодня открыто строить учебный курс на принципах Поппера и Сороса могут только самые крайне и фанатичные либералы (например, в ВШЭ), но это уже воспринимается как протестная фронда.Такое положение дел с каждым годом делает положение российской власти все более шатким. Эта власть контролирует почти полностью ситуацию в текущем моменте, но стремительно утрачивает свое влияние на будущее. Если у общества нет нормативного образа, а взять его можно только и исключительно из идеологии или религии, то это общество может только распадаться. И удерживать его можно только силой. Но ни один самый жестокий и тоталитарный режим не опирался исключительно на силу. Любая власть нуждается в легитимации, а значит, в Идее, в ценностной системе, и в конце концов, в образе. Без такого образа государство становится безобразным. Что мы и видим сегодня. Да, нас явно не устраивает западная идеология, но такого отрицания не достаточно. Отрицая что-то, мы должны утверждать что-то взамен. Но вот именно этого и не происходит.Катастрофа российского образования уже дает о себе знать. Но это только начало. Не уделяя этому вопросу – как и вопросу идеологии в целом – приоритетного внимания, власть сама себя ликвидирует. Незаметно, но последовательно. Мы подошли к красной линии. Надеяться только на инерцию исторически безответственно. В этой сфере необходимо что-то срочно и радикально предпринимать. Нам срочно нужна философия образования, идеология образования, фундаментальная стратегия, основанная на четко сформулированных идеях и ценностях.