Мнение экспертов. О мобилизационной экономической политике. Председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач – о проблемах гарантийного обслуживания в транспортной отрасли.Одним из вызовов для российской экономики в условиях санкционного давления является обеспечение бесперебойной работы транспортного комплекса. Доля автомобильного грузового и пассажирского автотранспорта в общем объеме перевозок составляет до 65%, в подавляющем большинстве транспортные средства находятся в лизинге.По значительному числу государственных или муниципальных контрактов на перевозку пассажиров одним из условий было предоставление нового подвижного состава, который приобретался в лизинг.52% лизингового транспорта сосредоточено в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и еще трех самых крупных субъектах РФ, 48% - во всей остальной России.Наличие у транспортных компаний лизингового транспорта предполагает в обязательном порядке гарантийное обслуживание у производителей или официальных дилеров, в противном случае лизинговые договоры могут быть расторгнуты, издержки за это будут возложены на перевозчиков, и так обремененных различными затратами.При этом весь производимый в России автотранспорт имеет степень локализации от 10 до 60%, значительное количество агрегатов поставляется из стран ЕС, США и Китая.Вышедший из строя агрегат любого автобуса или грузового автомобиля, находящегося в лизинге, заменить своими силами нельзя, не нарушив условия гарантийных и лизинговых обязательств, транспортные компании обязаны обращаться в дилерские центры и к производителям.При этом и производители несут обязательства перед потребителями по гарантийному обслуживанию транспортных средств в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей».Нарушение логистических цепочек, прямые санкции на запрет поставок запасных частей и агрегатов, волатильность национальной валюты и полное непонимание внешнеполитических и экономических перспектив привело к сбоям в поставках запасных частей, агрегатов, оборудования, соответственно, провести техническое обслуживание транспортных средств и их гарантийный ремонт в перспективе 4-6 месяцев будет крайне затруднительно.Беларусь, которая в 2014-2021 гг. обеспечивала снабжение России «белорусским» пармезаном, креветками и прочим подсанкционным товаром, удовлетворить спрос на запасные части не сможет по причине санкций, наложенных и на нее.По оценкам автопроизводителей и дилеров автотехники, запасов запасных частей и агрегатов хватит на 2-4 месяца, дальнейшие перспективы никто официально не комментирует.Лизинговые платежи обязательны к внесению перевозчиками вне зависимости от того, осуществляются перевозки транспортными средствами или нет. Дефицит запасных частей, необходимых для технического обслуживания и ремонта такой техники, во-первых, повлечет срывы в перевозках пассажиров и грузов, так как ни один перевозчик не будет эксплуатировать лизинговую технику без планового технического обслуживания; во-вторых, будет нагружать транспортные компании лизинговыми платежами за автотехнику, которая фактически не эксплуатируется по причине вынужденного простоя и расходами на аренду транспорта для выполнения обязательств по перевозкам, особенно по регулярных перевозкам пассажиров по государственным и муниципальным контрактам.Из официально опубликованных мер поддержки Правительства РФ транспортной отрасли не усматривается каких-либо мероприятий по обеспечению бесперебойности пассажирских и грузоперевозок.Одним словом, правительство пока не предложило алгоритм действий, направленный на сохранение бесперебойности перевозок пассажиров и грузов лизинговым транспортом в контексте проблем с гарантийным обслуживанием подвижного состава, возмещения потерь лизинговым и транспортным компаниям, которые добросовестно исполняют друг перед другом обязательства.Вопрос о мобилизационной готовности транспортной отрасли к санкционным вызовам остается открытым.