Сформулирую тезисы о сегодняшнем моменте в ритейле: ✔️ Маркетплейсы - нужная и важная часть розничного рынка. Они действительно привнесли на рынок новое содержание, создают ценность для покупателя и новые возможности для продавцов. ✔️ Маркетплейсы - дизрапторы рынка. Информационные технологии позволяют использовать те подходы к рынку, которые до этого были неприменимы. Маркетплейсы - это магазины без магазинов, витрин и продавцов, но при этом с самой большой витриной и самой широкой сетью магазинов. А в юридической плоскости - это ещё и использование всех возможных лазеек в законодательстве, причём в промышленных масштабах. ✔️ Но сейчас ситуация изменилась. Маркетплейсы перестали быть дизрапторами рынка - они стали лидерами рынка, а точнее, самим рынком. ✔️ По итогам 2024 года WB занимает 7,3 %, а Ozon - 5 % всего розничного рынка. Учитывая, что около половины рынка составляет еда, а там доля маркетплейсов небольшая, уже сейчас на непродовольственной части рынка они занимают 20–25 % всего оборота. С учётом их темпов роста очевидно, что в ближайший год-два доля маркетплейсов будет составлять 30–50 %. Напомню, что доля Amazon на розничном рынке США - немногим более 3 %, а следующий игрок - eBay - вообще имеет долю в десятые процента. ✔️ В такой ситуации неизбежно: правила работы на маркетплейсах станут правилами работы всего рынка. Лазейки перестали быть лазейками и стали правилами для всех игроков. Если лидер рынка может сказать: «А я не знаю, уплачен ли НДС с этого товара и прошёл ли он вообще таможню. Я просто разместил объявление, а дальше спрашивайте ИП Пупкина», - то так будет работать весь рынок. ✔️ Увлекшись ростом, маркетплейсы сейчас не осознают бремени своего лидерства. Они всё ещё в позиции дизраптора: раз правительство пока не замечает их лазеек, нужно скорее их использовать, пока их не использовали другие дизрапторы. Однако открою секрет: выигрышная стратегия состоит в том, что, набрав масштаб, вовремя принять бремя лидерства и перейти от использования лазеек к созданию правил. Создавая правила, вы как раз закрепляете своё лидерство, не давая новым дизрапторам использовать старые лазейки. ✔️ Немного удивляет инертность регулятора. Вообще-то никогда ещё задача регулирования рынка не была такой простой. При нынешнем положении маркетплейсов регулирование рынка сводится просто к регулированию WB и Ozon: вызываешь на совещание всего двух руководителей и говоришь: коллеги, мы работаем сейчас так и так, но взамен помогаем вам создать правила для всего рынка. Отрегулировав WB и Ozon, вы получаете в их лице самых рьяных сторонников правил и прозрачности. Прелести рыночной экономики для регулятора: не вы занимаетесь рутинной работой, а лидеры рынка делают за вас всю работу. 😀 ✔️ То, что вольница с лазейками для лидеров рынка не может продолжаться бесконечно, - очевидно. Рано или поздно на стол какому-то верховному руководителю ляжет папочка с докладом о том, какие триллионы проходят мимо кассы, и он стукнет кулаком по столу. Непонятно, зачем до этого доводить?