Канал Вести образования сообщает:70% технических вузов закрыли бюджетные места в основной этап приемаНа это повлияло улучшение общих результатов ЕГЭ по математике и физике, считают экспертыГлавный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что на ситуацию с заполняемостью мест повлияло то, что улучшились результаты ЕГЭ по физике, хотя общее количество сдающих этот предмет не увеличилось (их, как и в прошлом году, 91 000 человек). Больше выпускников сдали предмет на 60 баллов и выше. А ректор Московского государственного технологического университета «Станкин» Владимир Серебренный также отмечает, что существенную роль в достижении полученных результатов сыграла системная профориентация студентов и школьников.Говорить об улучшении результатов ЕГЭ по математике и физике не вполне корректно, поскольку рост баллов был получен за счет снижения требований — изменения структуры варианта и шкалы перевода баллов. Естественно, в результате выросла доля участников, набравших 40 баллов и более. Все, кто набрал такие баллы, успешно поступят, а остальные места будут заполнены выпускниками колледжей. Напомним, что число 11-классников в последние годы сокращалось. По данным Минпросвещения (форма ОО-1, раздел 2.1.1) в сентябре 2021 г. было 644 тыс. учеников 11 класса, в 2022 г. — 620 тыс., в 2023 г. — 605 тыс. Цифры без учета классов для учеников с ОВЗ, но таких 10-11 классов не много. Пока не ясно, что произойдет, когда на эту тенденцию наложится демографический рост конца нулевых, ведь 9-классников в 2023 г. почти 1,7 млн. Следует ожидать, что приблизительно до 2034 г. бюджетные места заполнять будет несколько проще благодаря демографии, но маловероятно, что это приведёт к росту уровня абитуриентов и увеличению числа квалифицированных специалистов.В действующей системе не гарантируется ни освоение выпускниками школьной программы, ни сколько-нибудь вменяемый минимальный уровень абитуриентов. При этом ВУЗам, сидящим на голодном пайке, при подушевом финансировании очень трудно отказываться от дополнительных мест, — без них станет ещё сложнее поддерживать приемлемый уровень преподавательского состава.Сказанное, разумеется, не касается ВШЭ и экспертов из ВШЭ. В них мы верим, у них всё будет хорошо.