#образыРоссииЦерковь во время ВОВВеликая Отечественная война явилась новым этапом в жизни Русской православной церкви. Глава Церкви, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), обратился к пастве в первый же день войны. «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания, – писал владыка Сергий. – С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу». Послания предстоятеля Церкви (а их за период войны было свыше 20) носили не только консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели, также верующие собирали на фронт пожертвования (деньги, одежду и т.п.). Послания митрополита нарушали советские законы, ибо те запрещали любую деятельность Церкви за пределами стен храма и любое вмешательство в дела государства. Тем не менее, в 1943 году митрополиту Сергию фактически удалось легализовать сбор денег и вещей верующих. Он отправил телеграмму Иосифу Сталину с просьбой разрешить открыть в Госбанке специальный счет для пожертвований на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Сталин дал добро. С получением этого разрешения Церковь де-факто получила право юридического лица. В том же году было восстановлено патриаршество.За годы войны сборы Русской православной церкви превысили 300 млн рублей. Из них 8 млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т-34, с надписями «Дмитрий Донской» они были переданы в марте 1944 года частям Красной армии в деревне Горенки под Тулой.В апреле 1942 года, несмотря на сложнейшую ситуацию на фронтах, советские власти разрешили отменить комендантский час и отпраздновать Праздник Пасхи. Патриотическую деятельность Церковь вела и на временно оккупированной территории. Священники были зачастую связующим звеном между партизанами и местными жителями и получили прозвище «партизанских попов».Особую роль сыграла икона Казанской Божией Матери.Существует история о том, как в 1941 году, когда немцы подошли к Москве, военное командование позволило священникам облететь город с Казанской иконой Божьей Матери, а потом пройти крестным ходом вдоль укреплений.Молились перед Казанским образом Царицы Небесной и в Ленинграде. Сохранилось предание, что выстоять Ленинграду помог Крестный ход с чудотворной иконой.Упоминается Казанская и в летописи Сталинграда. Одна из главных святынь России во время обороны города находилась в частях 62-й армии на правом берегу Волги. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой. Враг, как ни старался, не смог форсировать реку. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелевшим осталось одно-единственное здание - церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.Еще одна легенда связывает Казанский образ Пресвятой Богородицы со взятием Кенигсберга (вошло в историю войны под названием Кенигсбергское чудо). Во время битвы за город-крепость у немцев были большие преимущества в силе. Казалось, наше поражение неизбежно. В разгар боя на фронт прибыл командующий, маршал Рокоссовский, а вместе с ним — несколько священнослужителей. Они привезли с собой Казанскую икону Божьей Матери. Под грохот снарядов священники стали служить молебен.В годы войны было открыто сотни храмов, духовные семинарии, восстановлены многие монастыри. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 года.Во время Парада Победы 1945 года на Красной площади на гостевых трибунах Мавзолея стояли иерархи Русской православной церкви.Фото: Храм Казанской Божией Матери в Саранске, Живая история @Gubery