🖊Российский бизнес снова пожаловался на маркетплейсы. 📑Что произошло: Оптическая ассоциация, объединяющая производителей и продавцов медицинской оптики, пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на демпинг на контактные линзы со стороны маркетплейсов. Письмо к руководителю ФАС Максиму Шаскольскому было направлено 21 апреля.❗️О чем речь: Оптическая ассоциация просит ФАС “дать оценку законности действий маркетплейсов” по снижению цен на товары до уровня ниже рыночного. По мнению бизнеса, маркетплейсы используют антиконкурентные практики. Они опускают цены на товар до уровня ниже себестоимости, формируя таким образом рынок товара по искусственно заниженным ценам, говорится в письме. Размер скидки за счет маркетплейса, по информации ассоциации, сейчас составляет от 20 до 30%. Это приводит к перетоку покупателей на онлайн-площадки и падению продаж в рознице. 📈Что с продажами: по данным ассоциации, более 35% розничных продаж контактных линз, которые достигли 30 млрд руб. в год, пришлось на Ozon и Wildberries. А в натуральном выражении эти две площадки в 2024 г. продали более 50% всех упаковок. Сейчас маркетплейсы продолжают наращивать долю прямых продаж контактных линз: с июля 2024 г. по март 2025 г. она увеличилась с 30,3 до 55,3%, указывает ассоциация. Салоны оптики вынуждены сокращать ассортимент линз и, соответственно, рабочие места, а безопасные средства контактной коррекции становятся менее доступны. 🏢Реакция ФАС: представитель ФАС подтвердил “Ведомостям”, что обращение поступило и будет рассмотрено.💻Что с рынком онлайн-торговли: в 2024 г. российский рынок онлайн-торговли вырос сразу на 37% и составил 11,3 трлн руб.* Это более 20% от всех розничных продаж в России. Как выглядят обороты маркетплейсов за 2024 г: 📍Wildberries – 3,75 трлн руб.📍Ozon – 2,69 трлн руб. *по данным “Infoline-аналитики”. ❓Как ФАС боролась со скидками маркетплейсов: в феврале 2025 г. ФАС выдала Ozon и Wildberries предписание, которое обязывает платформы ввести добровольный, прозрачный и прогнозируемый механизм участия продавцов в акциях, в том числе в автоматических. Тогда ФАС признала, что маркетплейсы стали включать товары в категорию распродажи без предварительного согласия продавцов и за их счет. Компании должны были исполнить предписание до 28 февраля, но срок выполнения был продлен до конца марта по просьбе маркетплейсов. 22 апреля сообщалось, что проверка соблюдения предписания маркетплейсами продолжается.💼Реакция маркетплейсов: в Wildberries жалобу в ФАС считают необоснованной. Wildberries применяет скидки от маркетплейса, они фондируются из средств платформы. Это делает товары привлекательнее и доступнее для покупателей, повышает спрос. Таким образом, селлер сохраняет прибыль на платформе даже при условии предоставления скидки. О том же механизме говорит и представитель Ozon. 💬Мнение эксперта - гендиректора юрфирмы Enterprise Legal Solutions Анны Барабаш: Эксперт указывает, что по логике авторов письма маркетплейсы могут занимать на рынке доминирующее положение, а значит, установить монопольно низкую цену на товар. ФАС с высокой вероятностью может с этим согласиться, но юрлицам за такое нарушение полагается штраф в размере до 1 млн руб., а это “ничто в масштабах маркетплейсов”. Здесь мы рассказывали, как ранее в ФАС по аналогичному поводу обратилась Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. @vneplanarus