
После распада СССР российская нефть продавалась с привязкой к мировым эталонам Brent и Dubai, но сама так и не стала бенчмарком, пишет генеральный директор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. Фьючерсы на нефть Urals не использовались в международных контрактах, что усилилось геополитическими барьерами и влиянием западных ценовых агентств, формирующих не всегда объективные индексы в интересах стран-импортеров.
С 2022 года из-за санкций против России на нефть Urals и другие сорта были установлены рекордные дисконты — до $44–47 за баррель. Это создало выгодные условия для импортеров, особенно в дружественных странах, которые получают сырьё с высокой маржинальностью. При этом дисконт распространяется неравномерно: например, Сокол оказался менее подвержен снижению цены.
Новая волна санкций, включая ограничения на флот и добычу, вновь ударила по ценам, но российская отрасль смогла оперативно перенастроить логистику и стабилизировать поставки.
Сейчас ключевым покупателем Urals остаётся Индия, однако налогообложение в России продолжает основываться на котировках с неактуальных европейских рынков. Переход к расчётам на основе реальных сделок, например, по индийским ценам, может увеличить доходы бюджета.
В условиях западных ограничений России необходимо перейти к собственной системе оценки стоимости нефти, основанной на данных от производителей, а также продвигать свои сорта на биржи — как внутри страны, так и за рубежом — для достижения статуса эталонных. Это ключ к справедливому ценообразованию и росту нефтегазовых доходов.
@gazmyaso