#образыроссииБратья Третьяковы29 мая 1860 года купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков составил завещание, по которому он оставлял Москве свою коллекцию картин и 150 тыс. рублей серебром для устройства галереи. «От Вас крупное имя и дело останется», – сказал как-то Третьякову критик Владимир Стасов. Слова эти оказались пророческими...Павел и Сергей Третьяковы, основатели знаменитой галереи, выросли в купеческой семье, получили домашнее образование. В юности вместе продолжили семейное дело – сначала держали лавки с платками и магазин, а затем купили мануфактуру в Костроме. Дело было успешным. Павел свою первую коллекцию стал собирать еще в детстве: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках.22 мая 1856 года еще молодой купец Павел Третьяков купил две картины Василия Худякова и Николая Шильдера. Считается, что именно они положили начало его знаменитой коллекции. Разумеется, дата условна, но стала общепринятой. Исследователи давно установили, что первые картины тогда еще двадцатилетний купец приобрел на Сухаревском рынке примерно тремя годами ранее. Правда, тот опыт оказался неудачным – значительная часть «голландцев» оказалась подделками. Страсть к живописи не пропала, но возникла мысль, что приобретать стоит современные работы русских художников. Мотивов у Третьякова было множество: от желания помочь отечественным мастерам до намерения собрать коллекцию, которая со временем сможет стать бесценной. Сергей Третьяков тоже интересовался искусством, но ориентировался на работы зарубежных художников, чтобы не конкурировать с братом. Не имея специального образования, Павел Третьяков постепенно втянулся в художественную среду, познакомился с мастерами, научился видеть талант и перспективы художника. Он тщательно выбирал картины и неплохо за них платил, но все же не разбрасывался деньгами. Современники отмечали, что Павел Михайлович мог показаться мелочным и даже скупым: он не прощал долгов, не повышал цен на работы, игнорируя просьбы художников. Собиратель не скрывал, что создание музея требует от него вложения немалых средств, их постоянного приумножения. Впрочем, и лично на себя Третьяков почти ничего не тратил. Близкие указывали на его скромный, почти пуританский образ жизни. Он ездил в простом экипаже, всегда ходил в одежде одного кроя, не пил вина, не посещал светские рауты, был человеком немногословным, замкнутым и малообщительным. Сергей Третьяков на его фоне выглядел «более легкомысленным», но, несмотря на это, братья были очень дружны. Довольно быстро у Третьякова созрела концепция будущего собрания как отражения образа своей эпохи. Третьяков заказал Ивану Крамскому, Николаю Ге, Василию Перову, Илье Репину и Василию Сурикову целую галерею портретов «достопамятных людей»: Толстого, Тургенева, Достоевского, Погодина, Даля, Герцена, Некрасова, Тютчева, Майкова, Костомарова. Зачастую меценат шел на открытую конфронтацию с властью: покупал картины, не одобренные цензурой.В 1867 году Третьяков открыл для общественности свою усадьбу – музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур, а также 84 картины иностранных мастеров. С середины 1880-х годов серьезным конкурентом Третьякова за картины стал главный коллекционер и меценат страны – император Александр III. Третьяков был лишен «права первого» выбора, но продолжал свое дело.1892 году, сразу после смерти брата Сергея, Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Тогда в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. Павел Михайлович был назначен пожизненным хранителем галереи. Скончался он в 1989 году, в полной мере исполнив то, в чем видел смысл своей жизни:«Я наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений».@Gubery