#образыРоссииШитье золотомЗолотное шитье – древнейший вид рукоделия, имеющий многовековую традицию у разных народов нашей страны. На Русь оно пришло вместе с христианством из Византии. В этой технике украшались плащаницы, хоругви, воздухи и покровцы, облачения духовенства. У нас восточные узоры обогатились славянскими представлениями о красоте, слились с древними символами русской земли.Первые золотошвейные мастерские на Руси возникали при монастырях. Умение шить золотом ценилось очень высоко, так как этот вид рукоделия требовал большой точности, внимания, усидчивости и занимал много времени. Дорогими были и расходные материалы, которые нельзя было испортить. Кроме церкви, заказчиками золотой вышивки были царский и княжеские дворы, богатые бояре. Золотым шитьем занимались светские дамы и даже представительницы царских семей – например, дочери Николая II.Нити для шитья делали из золота и серебра. Металл вытягивали в очень тонкую проволоку — канитель. Раскаленную заготовку осторожно проволакивали специальными клещами через отверстие в волочильной доске. Получившуюся проволоку остужали, а затем снова раскаляли, чтобы она стала мягкой и могла пройти уже через более узкое отверстие. Опять остужали, опять вытягивали – и так до тех пор, пока не получали нить необходимой толщины. Все это делалось вручную и занимало много часов. Отсюда и пошло выражение «тянуть канитель» – то есть заниматься нудной однообразной работой.Для золотого шитья выбиралась дорогая и прочая ткань, которая могла выдержать тысячи проколов: тафта, атлас, парча, бархат, а также кожа и замша. Изделие также украшали жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами. Готовые изделия получались очень дорогими и весили немало – до 20 и более килограммов.📌Кстати, есть разница между понятиями «золотое» и «золотное» шитье. В случае золотного шитья используется искусственная нить с примесью золота или серебра (обычно не более десяти процентов). В настоящее время повсеместно используют именно золотное шитье.Золотым шитьем славились многие города России. Свои школы были в Пскове и Новгороде, Рязани и Казани. Особенной красотой и качеством были известны нижегородские платки (Огородец, Арзамас) с золотой вышивкой. Но самой известной и лучшей считалась новоторжская (торжокская) школа золотого шитья.Золотой век новоторжского золотого шитья пришелся на XVIII-XIX столетия. Работы мастериц из Торжка славились по всей Российской империи и за ее пределами. Золотой вышивкой украшались хоругви и знамена, церковные облачения и богатые кафтаны, праздничные костюмы и женские сарафаны, седла и военные мундиры, головные уборы, свадебные полотенца и многое другое. Адмиралы, генералы и чиновники высших рангов Российской империи щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы.Закат промысла начался в 1860-х годах. Николаевская железная дорога, по которой теперь осуществлялась связь двух столиц, прошла в стороне от Торжка, оставив его на периферии главных событий империи. Сменилась и мода. Потом случилась революция. Казалось, в Советской России золотошвейный промысел вообще не будет востребован. Одна спрос на красивые вещи есть всегда: вышитых золотом имперских двуглавых орлов постепенно заменили советские серпы и молоты, а церковные хоругви – полковые знамена Красной армии. Одновременно небольшими тиражами выпускались тюбетейки, а также бювары, подушечки, сумочки, декоративные панно и портреты вождей мирового пролетариата.Торжок, несмотря на все потрясения, которые пережила наша страна, смог сохранить промысел. Сейчас это один из главных туристических центров Тверской области. А золотая (золотная) вышивка – наиболее популярный аутентичный сувенир, который путешественники увезут на память о пребывании в древнем городе. Фото: Музей «Торжокские золотошвеи», Русская печка@Gubery