История Ирака считается жестокой даже по меркам Ближнего Востока, и Новейшая история — не исключение. Если правление Саддама Хусейна нельзя назвать мирным и спокойным, то его свержение (2003) вовсе открыло ящик Пандоры — и полотно иракских будней вновь покрылось кровавыми пятнами. Один из самых известных случаев такого рода — убийство 17-летней езидской девушки по имени Дуа Халил Асвад. Дуа Халил Асвад (1989-2007) жила в городке Башика, который расположен между Мосулом и Шейханом — в провинции Найнава на севере страны. До геноцида езидов боевиками ИГИЛ Башика и соседний Базхани занимали третье место в Ираке по численности ездидского населения. Весной 2007 г. произошли события, вследствие которых Дуа была зверски убита. До сих пор непонятно, что именно случилось. По одной версии, Дуа приняла ислам, чтобы выйти замуж за мусульманина-суннита; по другой — однажды ночевала не дома, а у этого парня. Поползли слухи, что парочка сбежала, и её задержали на КПП за пределами Мосула. Согласно утверждениям некоторых местных жителей, отец и дядя Дуа видели, как она разговаривала со своим предполагаемым возлюбленным на публике — и этого хватило. Иными словами — и вне зависимости от реальности — родственники, соседи, знакомые и все, кто обсуждал подробности этой истории, решили, что Дуа совершила страшный грех, опозорила семью, предала свой народ и свою религию — а такой ужасный позор смывается только кровью в результате «убийства чести». Практика «убийств чести» широко распространена в Ираке, и если раньше её реализовывали преимущественно мусульмане (арабы и курды), то после крушения баасистского режима число подобных убийств резко увеличилось среди всех этноконфессиональных общин, включая езидов и даже христиан. Причиной расправы может стать что угодно — подозрения в адюльтере; изнасилование (ибо всегда виновата жертва); употребление продуктов, которые якобы возбуждают сексуальное желание (ест такое — значит, готовится прелюбодействовать); кокетливый (по чьему-то мнению) взгляд, брошенный на чужого мужчину; слишком яркий макияж; «вызывающая» одежда; «неправильное» поведение; сплетни и т.д. Иракское уголовное законодательство криминализует «убийства чести», однако редакция Уголовного кодекса, действовавшая в 2000-х гг., предусматривала снисхождение к тем, кто совершает подобные преступления из «благородных побуждений», позволяя им отделаться максимум штрафом. Вообще такие дела не расследуются — или же суд выносит мягкий приговор, обосновывая свою позицию «благими намерениями» обвиняемых, а также их желанием защитить семью и восстановить поруганную честь. Обычно подозреваемых даже не арестовывают (хотя изредка могут арестовать бедняков, влиятельным же людям ничего не грозит). В случае обнаружения женского трупа члены семьи просто говорят, что это не их мать / дочь / супруга (и даже не забирают тело из морга) — либо списывают всё на несчастный случай, хотя все прекрасно понимают, что произошло. Нередко женщины, которым грозит смерть, предпочитают покончить с собой самостоятельно и не ждать, пока это сделают близкие. В 2000-х гг. в Ираке были перебои с электричеством, и люди хранили дома запасы масла для освещения. Отсюда и самый «популярный» в то время способ женских самоубийств (а заодно и внесудебных расправ) — самосожжение (сожжение). Так, в октябре 2007 г. Миссия ООН по оказанию содействия Ираку выразила серьёзную обеспокоенность ростом числа «убийств чести» в Иракском Курдистане, отметив, что лишь за первые шесть месяцев 2007 года убито 255 женщин, причём 3/4 из них сожжены. Это отступление позволяет понять, какими последствиями были чреваты слухи о грехопадении Дуа Халил Асвад. Считается, что родители, опасаясь реакции других членов семьи, обратились в полицию, но полиция передала девушку под опеку езидского шейха Башики. Наконец, Дуа уговорили вернуться домой, заявив, что она прощена. Но… ИГИЛ — террористическая организация, запрещённая в РФ. Продолжение следует.