МИД России сообщил, что Москва более не считает себя связанной самоограничениями на развертывание ракет наземного базирования средней и меньшей дальности (РСМД). Решение о выходе из одностороннего моратория на производство этого оружия и его постановку на боевое дежурство болезненнее всего должны воспринять страны, отказавшиеся от нейтралитета, и в первую очередь Финляндия, которая после вступления в НАТО получила самую протяженную сухопутную границу между Россией и альянсом. Как отмечается в официальном сообщении МИД РФ, "ситуация развивается по пути фактического размещения РСМД американского производства в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе". Многократные предостережения на этот счет проигнорированы, в связи с чем Москва отказалась от моратория. В ведомстве уточнили, что руководство страны примет конкретные меры в данной сфере, основываясь на межведомственном анализе масштабов развертывания американских и других западных РСМД наземного базирования, а также оценке общего состояния международной безопасности и стратегической стабильности.США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 2 августа 2019 года. Формальный предлог – якобы нарушение условий соглашения российской стороной. На уровне формальной логики снятие Москвой моратория по развертыванию РСМД – не более чем симметричный ответ на эскалацию со стороны Вашингтона. Но на более глубоком уровне это перехват инициативы, замаскированный под реактивный жест, отмечает Институт РУССТРАТ. Россия не просто «отвечает» – она создает новую стратегическую архитектуру в условиях отсутствия международных ограничений. И имея в руках, среди прочего, серийное производство «Орешника». Россия физически не может сегодня проецировать силу в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) так, как это делают США, размещающие ракеты на Гуаме, Филиппинах и в Австралии. Но у России есть Дальний Восток, откуда можно достать и до Гуама, и до Аляски, и до тихоокеанского побережья США, не говоря уже о Южной Корее с Японией. Кроме того, у России в регионе теперь есть прямой военный союзник – КНДР, и визиты в Пхеньян высокопоставленных военных управленцев из Москвы в последние месяцы были явно не просто так. Россия может действовать через КНДР совершенно свободно – в том числе в рамках модели «суверенного прокси», как США действуют через Израиль на Ближнем Востоке. Не забываем и о китайском факторе. Таким образом, сдвиг парадигмы стратегический. Если раньше ставка Москвы делалась на договоры и «игру в нормальность», то теперь – на непредсказуемость, связность фронтов и баланс угроз. Для Европы возникают как минимум две ключевых «проблемных» точки – Калининград и Крым. Для союзников США на Дальнем Востоке – как минимум КНДР. Сами же США должны теперь разрываться между двумя фронтами. А то и тремя, учитывая Ближний Восток. Потребность в реагировании Пентагона возрастает кратно, вкупе с усложнением стратегического планирования: Штатам придется разворачивать ПРО по всему миру – и это в условиях нехватки ракет и систем.По мнению члена Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, многое зависит от дальнейшего развития украинского конфликта. К тому же у России есть аргументы и помимо "Орешника". Отечественной промышленности вполне по силам в короткие сроки нарастить боевые возможности крылатых ракет 9М729 для комплекса "Искандер" и повысить их дальность до 700–1000 километров. Из Калининградской области они способны поражать цели практически по всей Германии. Не исключено появление и новых баллистических ракет малой дальности.@PolitTransit