ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ «ДИКОСТИ»: ЛИНЕЙНО-СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЕще в XVIII веке христианское миропонимание подверглось критике с точки зрения рационалистической науки. Западноевропейские просветители, критикуя христианскую веру, отрицали и христианскую эсхатологию. В социальных теориях Эпохи Просвещения, а затем, в более поздних либеральных и радикальных теориях XIX в. в пику христианскому представлению о «конце мира» была выдвинута т. н. прогрессистская (линейно-стадиальная) концепция исторического развития человечества. В соответствие с этой концепцией, во-первых, история человечества представляет собой постоянный и бесконечный прогресс, т. е. движение от низшего к высшему, от простого к сложному и конца этому прогрессу не предвидится. Во-вторых, утверждалось, что человечество представляет собой некое единое сообщество, поэтому все народы мира должны пройти в своем развития одни и те же этапы социально-экономического, политического и культурного становления, т. е. двигаться по одной и той же траектории исторического развития. В-третьих, было признано, что эталоном развития являются народы Западной Европы, намного опередившие все иные страны и народы в социально-экономическом, политическом и культурном прогрессе, и потому определяющие генеральную линию развития всего человечества. Для характеристики всей совокупности прогрессистских взглядов на историю и будущее человечество как нельзя лучше подошло слово «цивилизация». Первоначально это слово служило для обозначения такого общества, где господствуют принципы нравственности и нормы закона, уважение к правам человека и свобода, т. е. общества «правильного», «цивилизованного». Постепенно под словом «цивилизация» стала пониматься вся совокупность народов мира, достигших определенного уровня развития. Считается, что в научную терминологию понятие «цивилизация» ввел в своей работе «Опыт истории гражданского общества» (1767 г.) шотландский мыслитель Адам Фергюсон (1723–1816). При этом Фергюсон разделил всю мировую историю на три основных этапа: дикость — варварство — цивилизация. Следовательно, цивилизация — это высшая стадия в развитии человеческого общества, характеризующаяся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Затем, в рамках этой концепции, разрабатываемой прежде всего различными западноевропейскими мыслителями, «самыми цивилизованными» стали считаться народы Западной Европы. В свою очередь, большинство остальных народов начали рассматриваться или как «недостаточно цивилизованные», или как «нецивилизованные», или вообще, как «дикие» и «варварские» (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Конт, Ф. Гизо и др.). Впрочем, в рамках прогрессистского понимания истории выделялись и несколько иные теоретические позиции. Так, уже в XIX в. возникло представление о том, что в рамках единого человечества существуют некие «локальные» цивилизации Кроме того, была сформулирована вполне здравая мысль о том, что цивилизация, подобно человеку, в своем развитии проходит три основные стадии: «детство — взрослость — старость» («рождение — расцвет — распад»), иначе говоря, было признано, что цивилизационный прогресс конечен (Ш. Ренувье, Ж. Гобино, Г. Рюккерт). Правда, такого рода утверждения имели отношение опять же только к «локальным» цивилизациям, и не подразумевали отрицание бесконечности прогресса человечества в целом.Надо признать, что линейно-стадиальная концепция исторического человечества, с момента своего появления уже вскоре заняла ведущее место в социально-гуманитарных науках и сохраняет его за собой на протяжении всех последующих столетий вплоть до наших дней.Из новой книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи: Коллективная монография / Под ред. С. В. Перевезенцева, А. В. Селезневой» (М.: Квадрига, 2024).