ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ГЕРНГУТЕРЫ И МАРТИНИСТЫ (Продолжение)И. Виганд по его собственным уверениям настолько близко сошелся со Шварцем, что Шварц раскрыл перед ним смысл своей миссии в России — искоренение традиционного православного вероисповедания: «Руководитель общества, проф. Шварц, оказывал мне полное доверие и открыл мне сокровенные цели общества, клонившиеся ни к чему иному, как к ниспровержению православного вероисповедания в России; я советовал ему действовать осторожнее, оставить мистицизм и не смешивать своих целей с целью общины, чтобы они не повредили друг другу. Относительно религиозной реформы, Шварц зашел уже далеко и план его был близок к осуществлению». Характерно, что подобные планы Шварца не вызвали какого-то протеста у автора записок. Для Виганда Россия была лишь страной проживания и, как правоверный гернгутер, видимо, он тоже считал, что традиционная православная вера в России должна быть «ниспровергнута». Поэтому он всего лишь посоветовал своему собеседнику «действовать осторожнее». Необходимо также отметить, что трудно сказать, насколько это свидетельство о целях деятельности масонов-мартинистов в России соответствует действительности, ведь известно, к примеру, что после кончины в 1782 г. сам И. Г. Шварц был похоронен по православному обряду в церкви подмосковного села Очакова (имение князя Н. Н. Трубецкого), при этом могила была устроена напротив алтаря (8). Однако также известно, что И. Г. Шварц, опираясь на поддержку М. М. Хераскова и Н. И. Новикова, действовал очень активно. М. М. Херасков, который в 1778–1782 гг. самостоятельно управлял Московским университетом, будучи сам деятельным масоном (ему был присужден «теоретический градус» Ордена розенкрейцеров), использовал появившиеся у него возможности для расширения общественной значимости масонских идей. Херасков не только принял в университет Шварца, который в этот период стал оказывать большое влияние на университетскую жизнь, но и передал в аренду Н. И. Новикову университетскую типографию, благодаря которой Новиков развил бурную издательскую деятельность, издавая и распространяя, в первую очередь, масонскую литературу. По сути дела, усилиями Хераскова, Московский университет стал использоваться масонами, как их крупный идейно-политический и религиозно-философский центр. Шварц, уверенный в необходимости искоренения традиционного православного вероисповедания в России, развил бурную деятельность по организации различных образовательных проектов, в частности, при содействии Хераскова, открыл при университете филологическую (переводческую) семинарию для подготовки преподавателей-масонов из русских, создал «Дружеское ученое общество», деятельность которого руководствовалась философской программой «мартинистов», основанной на учениях французских и немецких мистиков XVIII в., читал у себя дома частные философско-мистические лекции «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» и др. (9) 8. Материалы для истории русского просвещения и литературы в конце XVIII века. Новые подробности для биографий Новикова и Шварца. Сообщ. М. Н. Лонгинова // Русский вестник. 1858. Т.16. С. 454.9. Серков А. И. «Дружеское ученое общество», масонский проект, «чтоб профаны и подозревать не могли» // Россия и гнозис. Труды Международной научной конференции «Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга» в ВГБИЛ им. М. И. Рудомино 15-17.10.2012. Т.2. СПб., 2015. С. 391–402.