Бесконечная библиотекаНаверняка многие читатели нашего канала читали книжки Перельмана для детей. В них он объяснял комбинаторику на примере “Вавилонской библиотеки” Борхеса. Там описывалось место, где все возможные в мире книги написаны исходя из математически высчитанных всех возможных комбинаций букв алфавита. Борхес изначально ставил перед собой цель показать абсурдность такого подхода (потому что он противоречит теории информации). Но есть среди нас энтузиасты, которые реально (хвала ИИ) создали бесконечную библиотеку. Только с фанфиками про вампиров.История героини Bloomberg начиналась как у сотен других молодых авторов: ее роман про подростков, был опубликован на платформе Inkitt, где любой может выложить свою прозу. История быстро набрала популярность, а читатели жаждали сиквела. Inkitt предложила перенести роман на свою платную платформу Galatea и делиться с автором доходами от подписки — и героиня согласилась. В 2024 году Inkitt объявила о планах сделать из неё сериал. Но на этот раз был подвох. Шарме сказали прямо: она может сама писать продолжения — но только если успеет за несколько недель. Иначе Inkitt подключит стороннего автора. Имя Шармы всё равно останется на обложке, и она продолжит получать роялти.Выбора не было: по контракту платформа имела право делать с историей почти всё, что угодно, включая сиквелы. К тому моменту у героини уже была другая работа и она согласилась на литературных негров. Сиквелы действительно вышли — быстро, один за другим. Вскоре Inkitt предложила адаптировать книгу для нового видеоприложения — GalateaTV. 49 коротких эпизодов по паре минут, снятых в вертикальном формате для смартфона. Доходы героини от сериала вскоре стали превышать её зарплату в банке. То, что начиналось как хобби, превратилось в отдельный денежный поток. А для Inkitt — в демонстрацию своей главной идеи: машинное издательство, где внимание читателя — это валюта, а ИИ-алгоритмы управляют производственным циклом.Inkitt сегодня это ИИ на стероидах с выручкой $10 млн в месяц с венчурными инвестициями. Платформа собирает метрики, анализирует вовлечённость, отслеживает, где читатель бросает книгу, и на этом основании предлагает авторам контент-решения. Авторы получают отчисления, но контроль — не на их стороне. Inkitt может менять сюжет, подключать «литературных ИИ-ассистентов», адаптировать тексты под разные форматы и рынки, не спрашивая разрешения. Некоторые писатели соглашаются на это осознанно, как на сделку с платформой: ты отдаёшь права, они превращают свою идею в продукт. Другие позже называют такой опыт травмирующим. Персонажи, которых они выдумали, внезапно говорят странно, сюжет становится плоским. Однако это и есть бизнес-модель Inkitt: на входе — роман неизвестного автора, на выходе — продукт, обработанный ИИ, протестированный на аудитории и масштабируемый во все возможные форматы. С редактурой в формате A/B тестов, где остаётся только то, что дольше удерживает внимание читателя. Внутри Inkitt эти процессы называют «интеллектуальной аналитикой сюжета». Но для инвесторов Inkitt — это не про литературу, а про масштабируемую медиа-платформу нового типа. CEO компании Али Альбазаз называет проект «Диснеем XXI века». Он убеждён, что традиционные издательства не успевают за технологическим прогрессом, слишком связаны обязательствами перед писателями и рынком. В Inkitt же всё можно автоматизировать под настроение пользователя. На вопрос, не теряется ли в этом процессе авторство как таковое, он отвечает: «Люди не хотят читать тексты, написанные ИИ. Но если ты создашь бренд, образ, под которым работает ИИ, — это другое дело. Главное, чтобы это казалось человеческим».Писатели признают, что пока ИИ именно придумать ничего не способен. Даже написать по набору тезисов и то не может. Но в чем тогда смысл, спросите вы? А его нет. Совсем как в библиотеке Борхеса.