Экономика Ozon: взгляд из офлайнаГлава DNS Дмитрий Алексеев проанализировал неочевидную экономику Ozon. Оказалось, что маркетплейс, несмотря на отсутствие классических магазинов, по масштабам операций сопоставим с крупнейшими розничными сетями.Хотя у Ozon нет традиционных магазинов, его 65 тысяч ПВЗ занимают около 1,6 млн кв. м — как вся сеть DNS. Для их работы требуется 163,5 тысячи сотрудников, что в разы больше штата DNS.Аренда ПВЗ в проходных местах обходится дороже обычных магазинов. При этом, по расчётам Алексеева, средний пункт зарабатывает около 213 тысяч рублей в месяц — этих средств едва хватает на покрытие расходов, что заставляет многие ПВЗ работать в убыток.Склады и логистика Ozon требуют ещё 220 тысяч работников (кладовщики и курьеры). Вместе с сотрудниками ПВЗ это 385 тысяч человек — больше, чем у крупнейших ритейлеров. «При этом официально Ozon не трудоустраивает их — они работают как самозанятые или ИП», — отмечает эксперт.Алексеев связывает низкие цены маркетплейсов с господдержкой: отсутствием НДС и гибким трудоустройством. Однако он признаёт, что Ozon серьёзно изменил рынок, сделав доступными тысячи товаров.Соответственно, Ozon и другие крупные площадки — не “убийцы классического ритейла”, а его альтернативная форма с другими издержками. Их успех связан не с суперэффективностью и не с современными технологиями, а с перераспределением затрат и поддержкой регуляторов.В целом, выводы довольно очевидные, но интересно увидеть взгляд крупного ритейла на основных своих конкурентов. @antiecom