Новые жесткие санкции ЕС против «теневого флота»: миф или реальностьМихаил Онуфриенко уделяет внимание новой итерации европейской борьбы (беспощадной в своём мазохизме) с Россией. ЕС переходит от традиционных экономических санкций к санкционному и юридическому давлению на логистику. Что подразумевает блокировку компаний вроде Eiger Shipping DMCC (дочерняя от Litasco/«Лукойла»), санкции против сотен судов, давление на страны с «теневыми флагами» (от Либерии и Маршалловых островов до Индии и Сан-Марино), расширение юрисдикционной агрессии в международных водах (тенденция к de facto блокаде).Эксперимент интересный, хотя результаты, скорее всего, будут для ЕС крайне удивительными. Морской флот — высокомобильный и легко переоформляемый актив. Судно под санкциями может сменить флаг, имя, владельца, страховщика и порт захода. Появление «серого флота», застрахованного вне европейских структур (через ОАЭ, Китай, Индию), делает санкции технически бессмысленными. Рынок вторичных услуг (страхование, ремонт, техобслуживание) уже частично перешёл в неевропейские руки, снижая зависимость от ЕС. Удар по «формальной» инфраструктуре может не задеть реальный поток нефти — он адаптируется.Давление на нейтральные юрисдикции уже вызывает вопросы о превышении мандата ЕС. Это подрывает статус ЕС как нейтрального экономического регулятора и провоцирует ответные меры — включая отказ от европейских портов и судоходных соглашений. Если начнутся силовые задержания в международных водах, можно ожидать межгосударственных конфликтов с третьими странами. ЕС рискует превратиться из экономического блока в геополитического провокатора — только без поддержки НАТО.Стоит ожидать дальнейшей деструкции мировых рынков, причем заплатят за всё европейцы. Ужесточение контроля над логистикой – и даже угроза такового - ведёт к росту стоимости фрахта и страховок, скачкам спотовых цен на нефть и газ. Стратегия «поставим Россию в угол» может вынудить ЕС закупать нефть у тех же посредников, через серые схемы — но дороже.Политика ЕС, хоть это и не очевидно, ведет к его геополитической и экономической изоляции. ЕС действует в одностороннем порядке, часто даже без координации с США, ОПЕК+ или прочими G20. Это подрывает глобальную архитектуру морской безопасности и торговли, создаёт хаос и фрагментацию. Глобальный рынок нефти не централизован. Его невозможно «закрыть» санкциями — только раздробить, а это означает вытеснение Европы на обочину торговли, с получением ею наименее благоприятных условий.