Проблему рабочих рук в китайском карьере решили 100 роботов-самосваловМожно закрывать глаза, но свидетельств категорической неправильности пути нашего экономического развития будет всё больше. Достаточно уже будничная новость из Китая, где на одной из крупнейших угольных шахт столкнулись с нехваткой водителей. Их нужно 1200 человек, для круглосуточной работы 300 грузовиков. Опасные условия вождения привели к высокому проценту текучести кадров, что усугубилось снижением интереса молодого поколения к этой профессии. Вместо того, чтобы увеличить квоты на мигрантов-водителей (для общественного успокоения запретив им пилотировать космолёты), руководство шахты просто запустило в работу 100 беспилотных грузовиков на электричестве. Согласно плану, к 2026 году «интеллектуальное производство» должно составлять не менее 60% от общего объёма добычи на угольных шахтах, при этом 30% рабочих мест, связанных с тяжёлым трудом или опасными условиями, должны быть заменены автоматизированным оборудованием или роботами.Теперь в искомом руднике вместо бригады из тысячи человек требуется всего 24 человека, разделённых на четыре команды. Сотрудники наблюдают за транспортными средствами и управляют ими из удалённого диспетчерского пункта, где на нескольких экранах отображается видео в реальном времени и информация о дорожном движении.Передовые технологии, в том числе связь 5G, лидар, датчики, картографирование в реальном времени, облачные вычисления и искусственный интеллект (ИИ), — все они играют свою роль. Как обоснованно гордятся китайские угледобытчики, все технологии и компоненты, используемые в грузовиках, являются отечественными. По данным Китайской национальной угольной ассоциации (CNCA), в Китае более 1500 автоматизированных самосвалов для добычи полезных ископаемых. По прогнозам, к концу этого года их количество утроится и превысит 5000, а к 2026 году — 10 000.От правоты марксизма в данном случае никуда не деться. Экономический базис задает тон всему. Если у тебя есть возможность придумать, создать и запустить в работу сотню роботов-грузовиков (не говоря о роботах-курьерах, а в перспективе и роботах-строителях), то у тебя в принципе нет пространства для проблемы «а что нам делать с мигрантами, которые сначала едут работать, а потом остаются жить».Ну а если такой возможности нет, то приходится решать задачу нехватки рабочих рук путями, от которых проблем стратегически становится только больше.