Во времена русско-японской войны многие русские офицеры считали, что "шпионить за врагом - подло", а решать дела нужно "в открытом бою". Противник же считал иначе, и развернул серьезную шпионскую сеть по всей России. И через открытые источники, и через агентурную сеть японцы словно на ладони держали нашу армию и флот, чем, в немалой степени объясняется и сдача Порт-Артура, и гибель Тихоокенских эскадр, и проч. Каждый, к примеру, офицер японской армии должен был хорошо знать, как минимум один иностранный язык. Многие настырно учили русский. У нас же в Порт-Артуре не было ни одного (!) офицера, понимающего по-японски. * (Наша несерьезность в начале почти всех войн, граничащая с преступной халатностью, вызывает при изучении почти любого исторического периода приступ холодной ненависти). * Всякая война обнажает проф-непригодное чванство одних, малодушие других и что-то еще героическое у третьих. Кто-то верил, что "пулям кланяться нельзя", но заюлил по-пластунски, как миленький, стоило появиться пулемету и прочим скорострельным видам поражения. Кто-то презирал "тормознутых финнов" и "малорослых японцев", пока и те, и те не вернули нас в реальность. Механизмы отрезвления работают так же до сих пор, включая нынешнюю войну. * Но есть и отрадные факты. К началу русско-японской войны на свет появился Транссиб. Эта самая длинная и поныне железная дорога в мире, была молода, как новая копейка, и так же слаба, как новорожденное дитя. Никакой особой инфраструктуры вокруг дороги не было. Бескрайние просторы прорезались всего одной колеей в каждую сторону. И это была единственная крупная транспортная артерия для снабжения воюющей армиии на другой стороне света. При общем умении японцев организовывать разведывательную и диверсионно-подрывную деятельность,(они например, реально вкладывались в организацию вооруженных восстаний в Польше и Финляндии) можно было опасаться, что дорога будет регулярно взрываться в разных местах, эшелоны будут уходить под откос, снабжение армии затруднится вплоть до полного прекращения. Но! К чести контрразведки и службы охраны магистрали, японцам не удался ни один крупный терракт на Транссибе. Я это к тому, что сегодня в рельсовой войне мы терпим ощутимые удары врага, при том, что в средствах мы - настоящие люди из будущего, в сравнении с теми скромными служаками Российской империи. * Русские штабс-капитаны и поручики без всяких средств мобильной связи, камер слежения и средств индивидуального перемещения умели обезопасить внутреннюю весьма уязвимую логистику огромной протяженности от нападений врага хитрого, настырного и мотивированного. * Душевная расслабленность и общая несерьезность сами по себе так опасны, что вред от них никакими техсредствами и деньгами не компенсируцешь.