Федеральный бюджет: план и факт🔸Минфин рассчитывает на продолжение опережающего роста ненефтегазовых доходов, и на использование резервов для финансирования дефицита. Согласно поправкам в закон о федеральном бюджете, которые внесены сейчас в Госдуму, предполагается, что по итогам 2025 года ненефтегазовые доходы окажутся на 21,7% выше уровня 2024 года. Конечно, всем этим ожидаемый провал нефтегазовых доходов не компенсировать. Однако этот рост ненефтегазовых поступлений, связанный как с увеличением ставок по многим налогам, так и с ожидаемым расширением базы НДС, акцизов, НДФЛ и ряда других платежей, станет существенным подспорьем для бюджета. В какой степени оправдается такой расчет, покажет время. В то же время последняя информация об исполнении бюджета за январь-апрель указывает, что тенденция к нарастанию ненефтегазовых поступлений (на фоне провала нефтегазовых доходов) действительно есть. Так, ненефтегазовые доходы в январе-апреле показали рост на 13,5% в годовом выражении (по сравнению с 10,6% в январе-марте), и в итоге суммарные доходы федерального бюджета в январе-апреле выросли на 5,0% в годовом выражении (по сравнению с 3,8% в январе-марте). Еще один примечательный момент в предлагаемых поправках в федеральный бюджет – это то, как предполагается финансировать его дефицит, который должен увеличиться с 1,17 до 3,79 трлн руб. Раньше считалось, что главным инструментом покрытия дефицита должны быть заимствования. Предполагалось, что объем госзаимствований в 2025 году составит почти 3,4 трлн руб., при этом 1,8 трлн руб. уже полученных дополнительных нефтегазовых доходов нужно было зачислить в ФНБ (зачем при этом наращивать заимствования на эту сумму – отдельный вопрос и притом риторический). Теперь же вся эта конструкция становится более понятной: при том же объеме заимствований зачисления средств в ФНБ не будет. Вместо этого те самые 1,8 трлн руб. будут направлены на расходы. Дополнительно к ним будет использовано еще 447,7 млрд руб. средств ФНБ и 368,2 млрд руб. остатков с других бюджетных счетов. Плюс всего этого – в том, что бюджетное стимулирование экономики будет сохраняться без дополнительного прироста госдолга, который в нашей текущей ситуации хоть и небольшой, но очень дорогой в обслуживании из-за запредельного уровня ставок.#бюджет #Минфин #ставки