Марк Шишкин, историк, экскурсовод, автор канала «Царь Казанский» @tsarofkazan специально для канала «Неудаща»Современные медиа так устроены, что в них хорошо расходятся заявления от религиозных деятелей по различным инфоповодам. Сообщения под заголовками «В РПЦ заявили, что нужно запретить то-то» или «Священник обвинил того-то в том-то» гарантированно будут процитированы, даже если спикер говорил не от имени всей РПЦ, и имел в виду нечто иное. Этот жанр имеет давнюю традицию в России. Его родоначальником можно назвать епископа Гедеона (Криновского), который начал карьеру в середине XVIII века в Казани, после чего стал придворным проповедником при Елизавете Петровне, Петре III и в начале правления Екатерины II. 1 ноября 1755 года произошло Лиссабонское землетрясение — одна из крупнейших сейсмических катастроф. Полностью была разрушена столица Португалии, серьёзно пострадали города в Испании и Марокко. На эту тему Гедеон (Криновский) произнёс «Слово о случившемся в 1755 году в Европе и Африке ужасном трясении». Проповедь эта является образцом религиозного взгляда на бедствия, как на вразумление для людей от Бога. «Случаем Португалия, Гишпания, Франция и многие Немецкие земли подпали сему злу, а мы, например, россияне, ни труса земли, ни восхождения необычного воды не чувствовали?» — вопрошал Гедеон вначале, а затем вёл слушателей к выводу, что катастрофа — это предостережение и для тех, кто остался в целости. «Может быть, и под нами подводятся те подкопы, которые подорвали бедных тех жизнь или благополучие».Хотя проповедник признавал естественные причины землетрясения («селитренные частицы в потаённых земных каналах собравшиеся»), «Слово» Гедеона полюбилось в ХХ веке авторам антирелигиозных текстов, как пример «религиозного мракобесия». То же самое касается цитаты про «натуралистов, фармазонов и ожесточенных безбожников» из другой проповеди, где суть сказанного — не в осуждении науки, а в сожалении, что нет человека, подобного апостолу Павлу, который бы переубедил отступивших от религии.Родился Гедеон (Криновский) в 1726 году в семье пономаря казанского Успенского монастыря. Этот женский монастырь располагался напротив Кремля за Булаком на месте современных КРК «Пирамида» и отеля «Мираж». После пожара 1749 года монастырь прекратил существование. Стоявший на его месте классицистский Успенский собор разобрали в 1978 году. В литературе есть разногласия о происхождении Гедеона. Казанский историк Знаменский считал его коренным великороссом, подчёркивая, что «ясность и простота мысли» отличали стиль Гедеона от господствовавшей вычурной киевской риторики. Другой биограф киевский протоиерей Фёдор Титов, напротив, выдвинул аргументы в пользу украинского происхождения. В эпоху «малороссийской иерархии» немало выходцев с Украины занимало должности во внутренних епархиях России.В Казанской семинарии Криновский учился при епископе Луке (Конашевиче), который известен как организатор массовой христианизации народов Поволжья. Оставшись в семинарии (ныне здание Института геологии и нефтегазовых технологий) в качестве учителя, Криновский стремился продолжить богословское образование и изучение греческого языка в Москве или в Киеве. Но Конашевич не хотел лишаться талантливого кадра. Тогда 3 июля 1751 года иеродиакон Гедеон совершил побег в столицу, откуда смог уладить конфликт с бывшим шефом.В 1753 году, во время посещения Москвы Елизаветой Петровной, проповедь Гедеона услышал её фаворит Иван Иванович Шувалов, который представил оратора императрице. Тогда карьера казанского беглеца пошла вверх. Успел он побывать и настоятелем Троице-Сергиевой лавры, и, в конце концов, стал епископом Псковским, хотя большую часть времени проводил в Санкт-Петербурге. Гедеон (Криновский) был человеком своего времени: интерес к науке у современника Ломоносова сочетался с атрибутами роскошной жизни. Ходила даже поговорка: «Гедеон нажил миллион». В реальности, когда он скоропостижно умер в возрасте 37 лет, оказалось несколько меньше: около 7000 рублей, часть из которых он завещал раздать нищим, а часть отправить в Казань.