Емкость российского рынка цифровых книг по итогам первого квартала года достигла ₽5,3 млрд, увеличившись на 24% год к году, рассказал гендиректор ГК «Литрес» (развивает «Литрес», MyBook, «Литрес: Самиздат») Сергей Анурьев. Рост к предыдущему кварталу составил всего 2%. Основным драйвером развития сегмента топ-менеджер называет подписную модель, аудиокниги и самиздат. По его словам, «Литрес» сохраняет лидерство в перечисленных категориях.Доля самиздата на рынке цифровых книг составила 38% (сохраняется на протяжении последних четырех кварталов), оценивают в «Литресе». Сегмент в январе-марте вырос на 21%, до ₽2 млрд. Сегмент аудиокниг за период увеличился на 36% и составил ₽1,9 млрд, его доля в объеме рынка сохранилась на уровне прошлого квартала — 36%.Самые высокие темпы роста за период показала подписка — емкость рынка подписных сервисов за первый квартал выросла на 56% год к году».Доля модели составила 46% в общем объеме рынка, поэтому в компании рассчитывают, что по итогам года соотношение подписки и других моделей монетизации составит примерно 50/50 с возможным перевесом в пользу подписной модели. Также в «Литресе» сохраняют прогноз о росте рынка цифровых книг по итогам 2025 года до ₽23,4 млрд: показатель вырастет на 24% год к году.При этом темпы роста рынка цифровых книг замедлились. Годом ранее в первом квартале динамика по отношению к аналогичному периоду 2023 года была на уровне 32%. Тогда сегмент аудио вырос на 40% год к году, а самиздат — на 39%, уточнили в «Литресе».По итогам прошлого года рынок цифровых книг достиг ₽18,9 млрд, увеличившись на 30% год к году. Большую часть рынка (50%) занимает «Литрес», 17% — «Яндекс Книги» (бывший «Букмейт»), еще 11% — «Литнет». Следом идут остальные игроки (8%), платформа Author.Today (7%), «Литмаркет» (4%). Меньшая доля у книжного сервиса МТС — «Строки» (3%). Один из главных трендов прошлого года — переход от издательского контента к пользовательским произведениям (самиздат).Замедление динамики роста рынка цифровых книг в первом квартале в сервисе «Книги Билайн» связывают с ростом базы прошлого года. Сама платформа за период отмечает кратный рост числа обращений пользователей. Параллельно команда сервиса внедрила поиск книг с помощью искусственного интеллекта, которым воспользовались более 500 тыс. человек. По информации компании, заходы на страницу поиска превысили 1 млн.В «МТС Медиа» («Строки») указывают на рост рынка за счет подписной модели и аудиокниг. Конкретных метрик по числу подписчиков в компании не разглашают. В «Яндекс Книгах» уточнили, что не видят замедления роста доходов своего книжного бизнеса.В Ridero также не видят замедления роста рынка. Число пользователей платформы в первом квартале приблизилось к 870 тыс., число загруженных книг за период стало рекордным в последние годы — рост показателя год к году составил 33%. Драйвером продаж книг авторов Ridero выступают маркетплейсы.Рынок «вернулся к прежним темпам роста», отмечают в отрасли.В 2022 году сегмент впервые не показал роста, а объем продаж остался прежним. Основной причиной были проблемы с платежами в App Store и Google Play, а также уход на фоне санкций крупного участника Storytel. После этого провала последовал активный рост.