С 1 июня в России в режиме эксперимента маркируются спортивное питание, чай, кофе, растворимые напитки, бритвы и сменные лезвия к ним, а обязательной процедура для этих групп товаров станет с 1 сентября.Старт маркировки именно этих товаров очевиден. В одном случае это чувствительная для потребителей продукция, как, например, с детскими игрушками, в другом — давно требуется серьезный контроль, как в случае со стройматериалами, сладостями и спортивным питанием, поясняют в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), операторе госсистемы маркировки «Честный знак». По данным компании, уже сегодня к системе подключилось свыше 14 тыс. отраслевых компаний, в том числе и импортеры. Всего в системе маркировки «Честный знак», по данным ЦРПТ, зарегистрировано более 779 тысяч участников. В числе попадающих под маркировку товаров — стройматериалы. Так, с «Союзцементе» заявили, что необходимость маркировки для стройматериалов вызвана большой долей фальсификата в этом сегменте, до 22,1%. Цифровая маркировка коснется, например, цемента в упаковке до 50 кг. По подсчетам «Союзцемента», объем такой продукции составляет 8,5 млн тонн, или 13% всего цементного рынка, и компаниям предстоит ежегодно промаркировать 200 млн мешков цемента.С 1 октября 2023 года в России обязательно маркируются биологически активные добавки (БАДы). В ЦРПТ настаивают, что маркировка не только увеличивает для потребителей безопасность продукции, но и приносит дополнительные средства государству и легальному бизнесу.Там напоминают, что сейчас обязательная маркировка введена в 27 товарных группах, еще для 13 — реализуются пилотные проекты. «За время маркировки на рынке появилось 173 новых производителя растительного масла, рынок воды расширился на 40,9%, а фальсификат молочной продукции снизился с 30% в 2022 году до 0,01%», — сообщили в ЦРПТ.В компании отмечают, что система маркировки уже принесла дополнительный фискальный эффект на сумму ₽1,2 трлн, а добросовестный бизнес заработал больше на ₽687 млрд, увеличив долю рынка.Коллектив криптоканала напоминает читателям, что наш любимый Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы маркировки «Честный знак») уже получает свою копеечку с маркировки одежды, молока, воды и безалкогольных напитков, пива, консервов, продукции из рыбы и морепродуктов, отдельных видов бакалейной продукции (в том числе чипсов, сухариков, начос и соусов), автомобильных шин и жидкостей, косметики и бытовой химии, изделий из драгметаллов и меха и еще много чего, а так же планирует начать рубить деньги с маркировки пищевых растительных масел, продуктов для животных и даже БАДов и фанфуриков. По данным ЦРПТ за 2023 год, система выдавала около 80–90 млрд кодов. В 2024 году этот объем мог вырасти до 100–120 млрд кодов, с учётом новых категорий и увеличения объемов производства.Чтобы вы понимали доходность бизнеса: в 2019 году выручка ЦРПТ составляла ₽2,7 млрд рублей, в 2020-м дошла до ₽7,1 млрд, в 2023 называлась сумма в ₽23,9 млрд, в 2024 по оценкам экспертов может достигнуть ₽50-60 млрд.