В эти июньские дни Госдума РФ настойчиво работает над законопроектом о правилах возобновления деятельности западного бизнеса в России. И законодатели, и правительство, и отечественные предприниматели сходятся в том, что возвращение иностранных брендов не должно создать проблем и неудобств для российских компаний, которые уверенно встали на путь импортозамещения и заняли экономические ниши, освободившиеся после ухода бывших зарубежных партнеров. С принципиальной позицией по этому вопросу выступил и президент, давший понять, что красную ковровую дорожку перед возможными возвращенцами никто в России стелить не собирается. Между тем, немалое число западных компаний, приостановивших работу в РФ, пошло на хитрость, не распродав свои российские активы, а только заморозив их, чтобы в случае изменения геополитической обстановки сразу же продолжить зарабатывать на российском потребителе. Такой трюк исполнили, в частности, многочисленные западные технологические платформы, которые формально свернули в РФ свой функционал, но при этом остаются доступны для пытливого и активного пользователя. Такие не до конца ушедшие западные структуры стали занозой в теле суверенной экономики, поскольку получают возможность использовать нюансы создавшегося положения не только в экономических, но и в политических целях. Например, международное онлайн- туристическое агентство Booking или онлайн- площадка для поиска аренды жилья Airbnb сопровождают свою деятельность по всему миру сбором и обработкой персональных данных клиентов. Такой иностранный надзор за россиянами со стороны нелояльных к РФ западных компаний вряд ли отвечает реалиям внутренней повестки. Не располагает к подобной открытости и по-прежнему напряженная международная обстановка. Да и нацлидер РФ на днях недвусмысленно заявил о том, что таких двурушников из числа окопавшихся в России западных компаний необходимо душить, хотя и не в буквальном значении, а в переносном. Тем более, что отечественные сервисы и профильные структуры за минувшие годы вложили в развитие туристической отрасли значительные средства, поддержав тем самым внутренний туризм в самый сложный для страны период. На этом фоне позволить конкурентам как ни в чем не бывало заново хозяйничать на российском рынке означало бы подорвать позиции собственного бизнеса, на что государство никогда не пойдет. Как отмечает директор национальной Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин, до своего внезапного ухода международные платформы полностью доминировали, контролируя до 80 процентов российского рынка онлайн-бронирований, однако отечественные компании смогли не просто быстро создать качественное предложение, но и сформировать полноценную конкурентную среду. Поэтому на сегодня, по словам Брагина, стоит задача сохранить эти достижения, включая созданные рабочие места, инвестиции в отечественные IT-решения и технологический суверенитет отрасли, а возвращение международных игроков должно происходить по четким и справедливым правилам, чтобы не перечеркнуть показатели развития российских сервисов.Очевидно, что в России должна быть выработана стратегия встречи и приема иностранного бизнеса, который решит вернуться или расконсервироваться. В РФ готовы работать с добросовестными западными предпринимателями на российских условиях, но приоритетом теперь будут интересы отечественной экономики и безопасности. https://www.rosbalt.ru/news/2025-06-02/vozvraschenie-poluushedshih-v-rossiyu-na-kakih-usloviyah-5404492