«Татспиртпром» вошел в число российских производителей коньяка, показавших наиболее выраженное падение выпуска коньяка среди топ-10 отраслевых компаний по итогам 4 месяцев этого года, следует из имеющихся в распоряжении «Коммерсанта» данных участников алкогольного рынка. Производство в России коньячного дистиллята в январе-апреле 2025 года упало на 58% год к году, до 1,28 млн декалитров (дал), Дистиллят выступает сырьем для выпуска коньяка, производство которого за тот же период также сократилось — на 22% год к году, до 1,96 млн дал.По данным участников рынка, наиболее выраженное падение выпуска коньяка среди топ-10 отраслевых компаний по итогам 4 месяцев этого года наблюдалось у «Усовских винно-коньячных подвалов» — на 55% год к году, до 98 тыс., у «Алвиса» — на 27%, до 334 тыс. дал, у винно-коньячного завода «Альянс-1892» — на 19%, до 360 тыс. дал. Рост выпуска за январь-апрель показали всего несколько компаний, среди которых «Татспиртпром» (рост на 17%, до 63 тыс. дал) и «Крымская водочная компания» (увеличение на 12%, до 238 тыс. дал).Снижение производства отчасти связано с накопленными стоками, так как производители значительно нарастили разлив перед повышением акцизов, говорят эксперты. С начала 2025 года ставка налога на этиловый спирт выросла почти на 15%, до ₽740 за 1 л. Кроме того, сказалось усиление мер по частичному ограничению продаж алкоголя в ряде регионов, что привело к заметному сокращению продаж, отмечают эксперты.Несмотря на то что большинство продающихся в России коньяков производятся локальными компаниями, разливаются они в основном из импортных дистиллятов, констатируют участники рынка. Крупнейший поставщик такой продукции — Армения. По оценкам экспертов, около 80% используемого сырья в России ввозится из-за рубежа, в основном из стран ЕАЭС, с которыми действуют взаимные преференции в торговле. Такая импортная продукция выходит в среднем дешевле российской. К тому же в России сейчас практически нет возможностей для производства большего количества коньячного дистиллята для замены импорта, отмечают эксперты.По данным участников алкогольного рынка на январь-апрель 2025 года, доля коньячных брендов российского производства в структуре продаж составляет 64,56%, второе место у Армении (21,57%), третье — у Грузии (11,18%).Также эксперты связывают падение продаж с ростом минимальной розничной цены (МРЦ) на крепкий алкоголь. С 1 января 2025 года МРЦ для бренди увеличилась на 17,12%, до ₽472 за 0,5 л, коньяка — на 17,09%, до ₽651.При этом темпы падения продаж в категории коньяка и бренди в среднем выше, чем по водке, отмечают участники рынка.По их словам, на рынке сейчас отмечается тренд, когда потребители ради экономии начали покупать крепкий алкоголь в малых литражах и, например, вместо коньяка выбирают ром и виски. Это подтверждают данные аналитической компании Nielsen, в первом квартале 2025 года натуральные продажи рома в российской рознице выросли на 17,5% год к году, виски — на 7,8%, в то время как продажи коньяка снизились на 4%, а бренди — на 10,9%.Среди прочих причин эксперты выделяют общий долгосрочный тренд перехода молодого поколения к здоровому образу жизни и отказу от употребления спиртных напитков либо переходу на менее крепкую продукцию, например, пивные напитки или сидр. В связи с этим они не исключают вероятности дальнейшего падения категории.