«Интимная Русь», Надежда Адамович, Наталья Серегина (изд. МИФ, 336 стр., 2023)Литературная обозревательница «Реального времени» и ведущая Telegram-канала «Булочки с маком» Екатерина Петрова специально для «Неудащи» о том, что читать в ближайшую неделю.Мог ли кто-то сто лет назад сказать вслух слово «менструация»? А признаться в любви? Или заявить, что у него импотенция? В книге «Интимная Русь» этнографы Надежда Адамович и Наталья Серегина делают то, чего мы не ждали: аккуратно, с чувством юмора и научной выдержкой открывают перед нами мир русской интимности. Тот, что затаился в междустрочиях летописей, в оборотах берестяных грамот, в ароматах лечебников, снадобий и поучений.Это не история страны. Это история тел. История желаний. История стыда и его отсутствия. Это Русь, где женщины мазали грудь куриным помётом, чтобы она стала пышнее, мужчины лечили импотенцию воробьями и заговорёнными венчальными кольцами, а молодые люди с «похотью» отдавливали ноги приглянувшимся девушкам.Книга начинается с простого, даже наивного вопроса: что мы знаем о том, как жили наши предки в интимном плане? Как они воспринимали тело, страсть, возраст? Какими словами называли свои желания? Как ухаживали друг за другом, женились, разводились? Авторы отвечают с помощью архивов, фольклора, текстов с печатями и без, с иронией.Например, вы знали, что в Древней Руси не признавались в любви? Само слово «любовь» означало совсем не то, что сегодня. Его значение было ближе к служению, к почитанию. А если человек скучал по кому-то, сердце его «горело» или «тосковало», то это называлось «жалостью» или «болезнью». Мать, государь и Отечество — вот кто был достоин любви. А симпатия к мужчине или женщине — это «похоть», «разжжение плоти», «любосластие». Слово «любовь» — как драгоценность, и в бытовом смысле его не касались.Читая «Интимную Русь», невозможно не хихикать. Один из «рецептов» от болезненных месячных звучит так: «Положить моркву на тайное место» — и «уздоровливает». Сила моркови, как видим, была сакральной. Женщинам рекомендовалось грызть миндаль до рассвета, если те хотят иметь «великие соски». Куриный помёт в качестве ночного компресса тоже шёл в ход — да, наши предки не искали лёгких путей.Красота была важной частью жизни. Женщины белили лица так густо, что англичане при царском дворе говорили: «за версту видать». Красили зубы в чёрный, чтобы было как у благородных дам Европы, даже белки глаз подкрашивали. Мода — дело бескомпромиссное. Мужчины тоже старались: бороды смазывали жиром (вот почему вытирали руки о бороду на пирах), а живот считался статусным элементом — «массивность» приглашалась ко двору.Но «Интимная Русь» — не только сборник диковинок. Это книга о культуре тела и пола. О том, как гендер и сексуальность формировали социальную ткань. Почему на Руси так ценился громкий рык после еды? Потому что, по словам европейских путешественников, «это считалось признаком образованности». Почему мужчины без жилплощади не имели права на любовные утехи? Потому что церковь требовала: блуд — только в доме, иначе — епитимья на три года.Самый ценный пласт книги — истории взросления. Как мальчики становились мужчинами, как девочки — женщинами. Каким был опыт первой близости, первая свадьба, первый развод. Почему женщина могла уйти от мужа, если у того «слабо стоит»? Почему молодая невеста должна была быть не только девственницей, но и не слишком «хитрой в лице» — чтобы не заподозрили в «ведовстве»?В финале книги авторы возвращаются к понятию «интимности» не как к сексу, а как к близости, связи, укоренённости. Интимная Русь — это Русь, где чувствовали иначе, жили иначе, но были такими же уязвимыми, ранимыми и жаждущими любви. Понять это — значит обрести новый взгляд на собственную историю. Увидеть, что за церковным куполом, за свитком, за былиной — бьётся сердце. И оно хочет миндаля на рассвете. Или хотя бы признания в жалости.Об интимной истории японцев читайте здесь.