Кажется, мы слишком привыкли мыслить в категориях кризиса, когда речь заходит о российском кинорынке. Да, цифры выглядят пугающе: 90% производства сосредоточено в Москве, лишь 22 из 400 государственных фильмов окупились, а пиратский трафик бьёт рекорды. Но если отойти от эмоций, картина становится сложнее.Рынок всегда делился на два сегмента — отечественный и зарубежный. Разница лишь в том, что раньше оба были доступны легально, а теперь один из них ушёл в тень. Люди по-прежнему хотят смотреть иностранные сериалы и блокбастеры — просто теперь им приходится искать их на пиратских платформах. Это не новая тенденция, а естественное смещение спроса. Вопрос не в том, что российский контент вдруг стал хуже, а в том, что он не может и не должен замещать всё подряд. Иногда зрителю нужен именно норвежский нуар или французская комедия — и никакой локальный продукт не удовлетворит этот запрос.Гораздо показательнее другая проблема — перекос в финансировании. Если из сотен поддержанных государством фильмов окупаются единицы, значит, система поощряет не качество, а сам факт производства. Возможно, вместо того чтобы наращивать господдержку в надежде на "прорыв", стоит для начала перестать разбрасываться деньгами. Низкая окупаемость государственных фильмов — это не только признак творческого кризиса, но и симптом перефинансированности. Бюджетные деньги льются рекой, а результат — горстка окупившихся проектов и тонна контента, который никто не смотрит. Опыт показывает: чем больше доступных средств, тем слабее стимулы к эффективности. Вместо того чтобы создавать конкуренцию, система поощряет "освоение" бюджета — ведь когда финансирование гарантировано, а иностранных альтернатив нет, можно не стараться.Парадокс в том, что избыток денег часто убивает качество. Кино — как любой творческий продукт — требует не только ресурсов, но и здоровой конкуренции, жёсткого отбора, четких критериев успеха. Пока же получается наоборот: чем больше вкладывают, тем меньше отдача. Может, для начала стоит просто сократить бюджет — и посмотреть, кто останется на плаву, когда исчезнет возможность снимать что угодно и как угодно, зная, что государство покроет убытки. Как говорится, кризис - не только проблема, но и возможность. Возможность представляется отличная - тратить меньше.Ваш Юрий Долгорукий