#ПесниПобеды. «Прощание славянки» «Вставай, страна огромная!»Выходя с перрона на Белорусском вокзале столицы, каждый видит скульптуру «Прощание славянки»: девушка обнимает солдата, уходящего на фронт. Памятник установлен в честь музыкального произведения — знаменитого марша «Прощание славянки», написанного военным дирижером и композитором Василием Агапкиным в 1912 году. Когда началась Первая Балканская война, 28-летний штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка, наблюдая, как семьи провожают русских добровольцев на фронт, написал марш для военного духового оркестра. Мелодия получила широкое распространение в войсках уже в Первую мировую войну, пережила революцию 1917 года. А когда началась Великая Отечественная, этот марш был исполнен 7 ноября 1941 года на параде, проходившем на Красной площади перед началом контрнаступления Красной Армии под Москвой. Тогда дирижировал сам Василий Агапкин. И до сих пор «Прощание славянки» — один из главных музыкальных символов России. Ему-то и стоит памятник на Белорусском вокзале, откуда в 1941 году уходили на фронт военные эшелоны.С Великой Отечественной войной связан еще один мемориальный символ на здании Белорусского вокзала. Это барельеф, установленный на его фасаде в честь премьеры песни «Священная война», состоявшейся здесь 26 июня 1941 года. На барельефе — идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми и, конечно, музыканты и дирижер Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР.Стихи, начинающиеся словами «Вставай, страна огромная…», поэт Василий Лебедев-Кумач написал в первые же часы войны. А положил их на музыку руководитель Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски Александр Александров. Полноправным соавтором этой великой песни, ставшей гимном Великой Отечественной, по праву считается хор, который впервые ее исполнил.Сохранились воспоминания участника той премьеры Юрия Емельянова: «В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост — своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступить в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио… Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам — исполнителям. И у нас у всех тоже слёзы стояли в глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пели мы «Священную войну».…Теперь военные эшелоны уходили на фронт не только под звуки марша «Прощания славянки», посвященного женщинам, провожающих любимых мужчин на войну, но и под звуки «Священной войны». В День 80-летия Великой Победы опять будут звучать песни, ставшие вровень с народным подвигом.Автор Ирина ПАВЛОВА👉Русская Одиссея