Самосбывающееся пророчество: как ожидания меняют образовательную реальностьМожет ли одна мысль изменить траекторию обучения? Да — если это мысль, подкреплённая ожиданиями. В психологии это называется «эффект Пигмалиона» или самосбывающееся пророчество: когда вера в способности человека (или её отсутствие) влияет на его поведение, а значит — и на результат. Это явление на протяжении десятилетий подтверждается как в академической, так и в корпоративной среде. От школьного класса до зала совещаний — вера в способности человека может изменить траекторию его обучения и карьеры.Один из самых известных экспериментов в педагогической психологии — исследование Роберта Розенталя и Ленор Джейкобсон (1968), проведённое в начальной школе. Учителям сообщили, что у некоторых учеников — вымышленных «выдающихся» — ожидается интеллектуальный прорыв. Через несколько месяцев именно у этих детей показатели действительно улучшились: у них вырос IQ, повысилась академическая успеваемость. Если учитель уверен, что ученик перспективен, он (часто бессознательно) будет давать ему больше внимания, поддержки, сложных задач. Ученик в ответ — старается больше, и действительно добивается результатов. Работает и обратный механизм: заниженные ожидания ведут к недооценке, а потом и к снижению мотивации самого ученика. Этот эффект особенно силён у младших школьников, но сохраняется и в подростковом возрасте. В университетах статусность программ (например, honors-программы) часто сопровождается не только более высоким конкурсом, но и более высокими ожиданиями со стороны преподавателей. В исследовании Aronson, Fried & Good (2002) показано, что студенты, которых поддерживали в идее, что их способности развиваются (а не фиксированы), показывали лучшие результаты. Особенно это важно для студентов из групп, подверженных стереотипной угрозе — когда негативные ожидания о «своей» группе (по полу, расе, уровню образования родителей) снижают академическую мотивацию и успех.Самоидентификация («я способный», «я могу» или наоборот — «я не для этого») формируется на стыке внешних установок и внутреннего диалога. А значит — может быть переосмыслена.Во взрослом обучении установки на рост (growth mindset) становятся не менее важными, чем знания. Исследования Д. Карола Двек (Carol Dweck) подтверждают: взрослые с установкой на развитие охотнее берутся за сложные задачи, активнее вовлекаются в обучение и дольше удерживают мотивацию.В корпоративной среде, где обучаемость напрямую связана с карьерными перспективами, это особенно актуально. Компании, в которых культура обучения поддерживается на всех уровнях, демонстрируют более высокие показатели вовлечённости сотрудников и внутренней мобильности.Сотрудник, которому руководитель доверяет и инвестирует в его развитие, чаще демонстрирует рост навыков и переход на следующую ступень.