Учителя, которые слушают: как простое внимание уменьшает деструктивное поведение в классеКогда дети переходят в подростковый возраст, учителям всё чаще приходится прибегать к дисциплинарным мерам. Это не только мешает учащимся учиться, но и отвлекает самих учителей от их основной задачи — обучать и поддерживать.Учителя хотят учить, а не постоянно бороться с плохим поведением. В такой ситуации легко поддаться искушению и прибегнуть к жёстким наказаниям — отстранениям от уроков или временным исключениям. Но такие меры редко помогают разобраться с реальными причинами деструктивного поведения. Более того, они могут нанести ущерб успеваемости и повлиять на будущее учеников.Особенно тревожно, что не все школьники получают наказания одинаково. В Великобритании, например, мальчиков отстраняют от занятий в два раза чаще, чем девочек.Причины деструктивного поведения у детей могут быть самыми разными. Но исследования показывают, что доверительные отношения между учителем и учеником способны снизить частоту деструктивного поведения. В школах США уже показано: если учителя проявляют уважение, сочувствие и внимание, поведение учеников заметно улучшается.К сожалению, такие проявления эмпатии не всегда приходят на ум первым делом, когда учитель сталкивается с “трудным” подростком. Часто учителя просто не знают, что за деструктивным поведением может стоять целый комплекс психологических причин. Или у них нет времени и сил выслушивать версию самого ученика.Психологи решили проверить, может ли небольшое изменение в мышлении учителя улучшить отношения с учениками и снизить количество нарушений. В исследовании приняли участие более 1 300 учеников 11–14 лет и их учителя математики из школ Англии.Половина учителей прошла короткое онлайн-обучение эмпатии. Оно включало два модуля, в которых рассказывалось, почему важно, чтобы подростки чувствовали себя услышанными и уважаемыми. В курс входили истории от самих учеников, у которых раньше были проблемы с поведением, но ситуация изменилась, когда они почувствовали поддержку и доверие со стороны учителя. В одном из примеров школьница рассказала, как получила наказание, но учитель выслушал её объяснение. Это помогло ей почувствовать себя лучше и понять, что есть взрослый, к которому можно обратиться.После обучения учителей просили подумать, как они смогут применить эти идеи в своей практике. Остальные учителя (контрольная группа) продолжали работать в обычном режиме.К концу учебного года ученики тех учителей, которые прошли эмпатическое обучение, реже подвергались отстранениям. Они чувствовали себя более принятыми в школе и реже получали замечания.Особенно заметный эффект был у мальчиков. В группах учителей, не прошедших обучение, мальчиков наказывали вдвое чаще, чем девочек. Но после обучения разница почти исчезла. Возможно, учителя начали воспринимать мальчиков как личностей, а не через призму стереотипа “трудного подростка”.Ученики — это сложные личности, и не существует универсального подхода к каждому. Но исследование показало: даже один учитель, который действительно слышит, уважает и ценит своих учеников, может изменить их поведение и отношение к школе. Учителя и так делают огромную работу, но иногда и им полезно напомнить себе, какую сторону себя важно проявить в нужный момент.