Близкие к кабмину РФ экономисты предупредили о надвигающемся кризисе в торговле непродовольственными товарамиКрепкий рубль, снижение спроса и цен на непродовольственные товары, закредитованность и растущие издержки торговых компаний могут привести к острому кризису в этом сегменте торговли, который может перекинуться и на «сопряженные отрасли», предупреждают эксперты аналитического центра ЦМАКП.Наметился кризис сбыта и, соответственно, снижение цен на широкий круг технически сложных товаров длительного пользования: смартфоны (-2,4% и -2,5% в последние и прошлые три недели), телевизоры (-2% и -1,4%), электропылесосы (-0,81% и -0,62%), перечисляют в ЦМАКП. Падение цен на автомобили меньше, но их продажи рухнули. За первый квартал новых легковушек продано на четверть меньше, чем годом ранее, а в марте падение достигло 46%.Спад спроса отмечают все продавцы непродовольственных товаров. Судя по их данным и статистике, покупатели откладывают не только дорогие покупки вроде автомобилей, бытовой техники и электроники или мебели, но и приобретение одежды или посуды. Нет полноценного весеннего ажиотажа и в магазинах товаров для дома, рассказал The Moscow Times (издание внесено в РФ в реестр иноагентов, его деятельность в стране признана нежелательной) представитель сети гипермаркетов: «Мебель вообще сильно «проседает», но даже на посуду сейчас особо не смотрят».В последние три недели кризис сбыта стал распространяться на рынки обуви (падение цен на 0,68%), одежды и белья (-0,07%), продолжает Дмитрий Белоусов (брат министра обороны РФ) из ЦМАКП: «Пока не ясно, что перед нами – чисто сезонное удешевление после пика распродажи в самом начале теплого сезона – или более фундаментальный, скорее всего кризисный по своей природе процесс». Его наблюдения подтверждает ритейлер из fashion-сети. При этом цены на одежду сейчас хорошие, считает он: курс закупки выгоднее, чем в прошлом году, закладывать свои возросшие издержки в цену продавцы не могут – это отпугнет и без того немногочисленных покупателей. Менеджеры двух торговых сетей оценивают снижение продаж к прошлому году в денежном выражении в январе-апреле примерно в 25%. «С учетом того, что себестоимость вещей и наши издержки существенно выросли, мы ушли в еще более глубокий минус», – признается один из них. «Очень тяжелое время», – говорит другой.@ejdailyru