В мире начинается гонка за лидерство в дальнем космосе. Одной из важнейших задач этого этапа является доставка к другим планетам научного оборудования, радиолокоционных зондов, расходных материалов и других грузов. Это десятки тонн. Главные космические державы – Россия, США и Китай – по-разному подходят к решению данной проблемы, но все признают одно: главное условие освоения дальнего космоса – энергетика. Именно в этой сфере готовится грандиозный прорыв российских технологий, пишет «Октагон».Россия является единственной страной в мире, имеющей опыт создания и эксплуатации в космосе реакторных ядерных энергоустановок. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1960–1980 годы в рамках программы запуска спутников УС-А (с энергоёмкими радарами) и экспериментальных научно-технологических аппаратов «Плазма-А». Накопленный в советские времена опыт позволил перейти к решению задач более высокого уровня.Совместный проект «Росатома» и «Роскосмоса» по созданию транспортного буксира с ядерной энергоустановкой (проект «Зевс») стартовал в 2010 году. Испытания его наземного прототипа с использованием тепловых имитаторов ядерного реактора завершились в 2018-м, а полноценный космический прототип планируется создать к 2030 году с тем, чтобы начать использование буксира для освоения дальнего космоса и научных программ в конце 2030-х – начале 2040-х годов.Если всё пойдёт по плану, Россия в ближайшем будущем будет обладать автономной транспортной базой для выхода на дальние маршруты. У новой российской технологии два главных преимущества: огромный энергетический ресурс и независимость от традиционного топлива. Де-факто, российский ядерный буксир является единственным на сегодняшний день рабочим вариантом для полноценной космической экспансии. У других участников космической гонки ничего подобного нет.Платформа X (ru)|Платформa Х (eng)|BlueSky|WhatsApp