Мир между Арменией и Азербайджаном позволит Армении войти в так называемый Cредний коридор (или Транскаспийский международный транспортный маршрут), связывающий Китай и Центральную Азию с Европой в обход России. Кремль пытается остановить это, но скорость утраты Москвой своего влияния поразительна, пишет The Economist. Всего пять лет назад в результате 44-дневной войны между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха Россия доминировала в регионе, отмечает журнал.«Замороженный» конфликт в Нагорном Карабахе, как и в других частях бывшего СССР, был ключевым элементом влияния России в этом регионе. Когда в 2020 году Азербайджан начал Вторую карабахскую войну, Россия отказала Армении в защите, отчасти в отместку за Бархатную революцию, приведшую к власти Никола Пашиняна в 2018 году. Путин позволил Азербайджану занять часть территории прежде, чем был объявлен режим прекращения огня, позволивший России ввести войска в Нагорный Карабах под видом миротворцев, пишет The Economist. Заявление о прекращении огня было также направлено на восстановление транспортных коридоров в регионе (планировалось открыть автомобильную и железнодорожную дороги), которые должны были соединить основную часть Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой на границе с Турцией и Ираном. Соглашение также позволило Путину поставить условие, согласно которому ФСБ будет контролировать транспортный коридор.Однако все эти интриги пошли прахом после начала СВО в 2022 году, полагает журнал. Уже на следующий год Азербайджан менее чем за 24 часа отвоевал весь Нагорный Карабах, после чего России пришлось вывести миротворцев. А воодушевленный своей победой Азербайджан начал стремиться к общению с Москвой на равных, говорит политолог Заур Шириев. В последнее время Азербайджан всё активнее демонстрирует свою силу, ясно давая понять, что не хочет, чтобы ФСБ контролировала транспортный коридор в Нахичевань. По мнению Баку, управлять им должна нейтральная международная организация, возможно с участием США.Снижение влияния России в регионе беспокоит Путина, который активизировал планы по строительству через него транспортных коридоров в Азию, в частности в Иран. Эти коридоры нужны для обхода западных санкций и важны на случай обострения конфликта с Западом. Противостояние Баку и Москвы из-за рейда против 50 азербайджанцев в Екатеринбурге, в ходе которого два человека погибли, журнал рассматривает через призму более широкого конфликта двух стран. «Лидер в Баку заботится о правах человека так же мало, как и Путин, но этот скандал поставил крест на идее российского военного присутствия в транспортном коридоре между Азербайджаном и Арменией», – пишет The Economist. Спор между двумя автократами может утихнуть, но внутренняя напряженность между восходящей региональной державой и бывшей империей никуда не денется, полагает издание. Однако в Армении России не хватает народной поддержки. После столь откровенного предательства мало кто из армян видит в Путине союзника. После поражения в войне с Азербайджаном Армения пытается освободиться от влияния России и сблизиться с ЕС и Турцией. Открытие границы между Турцией и Арменией, закрытой с 1993 года, укрепит роль Турции как «восходящей звезды на Южном Кавказе» и гаранта безопасности региона. Однако Турция, похоже, не желает этого делать без согласия Азербайджана. В этой ситуации власти России не жалеют усилий, чтобы избавиться от Пашиняна, которому в следующем году предстоят выборы. Москва надеется на повторение грузинского сценария, в котором пророссийский олигарх Бидзина Иванишвили и церковь остановили движение страны на Запад и направили ее обратно в российскую орбиту.Платформа X (ru)|Платформa Х (eng)|BlueSky|WhatsApp