Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на конференции Data Fusion (ч.1) Мы видим очевидное встречное движение: банки пытаются идти в иные сервисы, кроме финансов — потому что хочется еще где-то заработать — и становятся экосистемами. Точно так же мы видим, что маркетплейсы все больше проникают в финансовую сферу — потому что понимают, что клиенту нужно в один клик не только выбрать товар и заплатить, но если у него не хватает денег, то, например, взять кредит. И человеку вообще без разницы, кто за этими сервисами стоит — банки или маркетплейсы. И такое взаимное проникновение — это та тенденция, которая обязательно будет продолжаться. И сейчас ни маркетплейсы, ни банки еще не могут понять — они то ли партнеры в этой системе, то ли это будет жесткая конкуренция. Но на мой взгляд, когда будет это взаимное проникновение, и они станут во всяком случае если не идентичными, то очень похожими друг на друга — неважно, из кого они вырастали, из банка или маркетплейса — то конкуренция будет достаточно жесткой. Естественно, если банки идут в экосистемы, мы там же через банки включаем регулирование. Какое? Когда банки вкладываются в активы экосистем, эти вложения на первом этапе часто бывают убыточными. И мы не хотим, чтобы эти вложения делались за счет денег вкладчиков. А такого рода вложения должны делаться за счет капитала банков, акционеров. Поэтому такое регулирование мы готовим, оно будет со следующего года постепенно внедряться для того, чтобы ограничить риски для вкладчиков банков. Мы видим, что маркетплейсы покупают банки. Действительно, эти банки не очень большие. Активы этих банков — 0,2% от банковской системы. Но они в прошлом году выросли в четыре раза. И то, что маркетплейсы начали покупать сами банки — значит, их что-то не устраивает в том партнерстве, которые банки предлагали со своей стороны. Поэтому этот процесс будет идти. Предоставление финансовых сервисов через маркетплейсы может быть либо через банки, либо сейчас готовится закон о небанковских поставщиках платежных услуг, потому что мы хотим дать больше возможностей финтехам оказывать платежные услуги. То, что касается нефинансовых сервисов — это прерогатива Правительства. Мы здесь с Правительством делимся опытом, экспертным мнением. Платформы должны регулироваться. Масштаб уже такой, что [регулированием] мы не убьем инновации. Но здесь должны быть единые понятные прозрачные правила. Если эти правила не мы устанавливаем, то их устанавливает кто-то, и это часто бывают несправедливые правила, и страдают от них обычно самые незащищенные или слабые участники — поставщики услуг и клиенты. Поэтому их права нужно защищать.Здесь очень важен принцип платформенной, или сервисной нейтральности. Помните, как было, когда вы приходите в банк оформлять ипотечный кредит и банк предлагает вам страховку только своего банка, а не лучшую страховку, которую вы можете выбрать на рынке. Мы долго с нашими банковскими группами дискутировали, и сейчас ситуация изменилась — и спасибо ФАС за активную позицию — вы можете выбрать услугу любой страховой компании, которая отвечает определенным правилам. И то же самое платформы, если они продают чужие товары и услуги — должен быть одинаковый принцип нейтральности сервисной, на мой взгляд. Второй вопрос, который нуждается в регулировании — мониторинг финансовых рисков. Платформы стали очень большими, очень большие ресурсы оборачиваются в платформах, и конечно, хотя бы аудированная финансовая отчетность должна быть, чтобы представлять, что там происходит. Третье — операционная надежность. Если такой объем покупок, продаж товаров завязан на те или иные платформы, мы должны быть уверены, что они операционно надежны, обеспечивается беспрерывность, защита данных, переход к отечественному ПО. Кстати, банки уже перешли на отечественное ПО.Ч.2