У Максима Кантора новая книга. Читаю интервью с ним в «Литературной газете». Как он сам говорит, время между большими романами — десять лет. Десять лет назад вышел «Красный свет», двадцать лет назад вышел «Учебник рисования». Между «Красным светом» и новым романом «Сторож брата» он издал двухтомник «Чертополох и тёрн», развёрнутый трактат по философии живописи. У меня на полочке стоит. Сейчас уже, вероятно, библиографическая редкость. Все три романа сюжетно связаны главными героями: пишется сага о семье Рихтеров. Отчасти это его семья, но многое и придумано. Максим взялся обсуждать непростую тему — надо как-то отрефлексировать последние 4 года, но сделать это в формате большого романа. Чтобы свои взгляды подробно изложить, ему потребовался роман. Соцсети и журнальную полемику он оставил именно по причине суетливого разговора, который закономерно упрощает речь. «Подписчик» нередко хочет просто спрямить твою речь до привычного ему лозунга. Кантор пишет, что все эти годы напряжённо думал над тем, что происходит. Искал ответ и в истории российской, и в истории европейской. Вступили в силу, как он считает, древние исторические алгоритмы, напомнившие и о времени Второй мировой, и о временах Петра и Мазепы, Сталина и Бандеры, гетмана Скоропадского и Петлюры. Роман называется «Сторож брата» и отсылает к известной библейской притче. «Разве я сторож брату моему?» — эта фраза призвана снять ответственность за содеянное. Но в романе говорится, что ответственность с брата снять нельзя: мы все приговорены быть охранителями брата. Я так понимаю, книга в первую очередь о братстве и взаимной ответственности в небратском мире.И держу в голове, что Максим Карлович — в первую очередь художник, ставший писателем. В этом году должна состояться его большая выставка в ГМИИ им. Пушкина. Его картины находятся во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Британский Музей, Музей Шпренгеля, Музей Штадель, Берлинскую Национальную Галерею, Музей Ольсте, Музей Канберры, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в двадцати разных музеях и в частных коллекциях. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана.