Стяг Спаса Нерукотворного - самый древний русский флаг. «Стяг» — древнерусское производное от сътягати, «стягивать». Буквально — «то, что стягивает», собирает воедино. На Руси испокон веков, кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные стяги княжеских дружин и полков. Причём преимущественным цветом являлся красный. Отцы VII Вселенского Собора считали Нерукотворный Образ основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: не художником написан Лик, а возник на плате по воле Христа, соприкоснувшегося с ним. Икону Спаса устанавливали над городскими вратами — как свидетельство реальности Бога Живого. В Образе Спаса Нерукотворного Господь представился потомкам не символически, а во плоти. Это указывает на истинность догмата о Воплощении и добровольной жертве. Одно из правил VI Вселенского собора прямо говорит об этом: «Спаситель оставил нам по себе свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его Воплощении, страданиях, живоносной Смерти и искуплении рода человеческого» Русские алые стяги, развевавшиеся под Путивлем, были воспеты еще в "Слове о полку Игореве". Летом 1164 года святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска три иконы — икону Божией Матери «Владимирскую», Спаса Нерукотворного и «Поклонение Христу». В начале апреля 1242-го образ Иисуса Христа на стягах сопровождал войско благоверного Александра Невского, которое выдвинулось на Чудское озеро. Под багрово-красным ("чёрмным") стягом Дмитрия Донского с изображением Нерукотворного Спаса русские войска в 1380 году одержали победу в Куликовской битве над татарскими полчищами Мамая. Под флагом с Ликом Господа войско князя москвского Ивана III на Угре в 1480 году остановило набег хана Большой Орды Ахмата. «Казанское знамя» Ивана Грозного в 1552 году, как и у Дмитрия Донского, было малиновым. Царское знамя со Спасом 1653 года Алексея Михайловича – отца Петра Великого – было алого цвета.