🇳🇴🤝🇧🇾Лукашенко планирует сокращать закупки нефти в России: согласно озвученному плану, на Россию должны приходиться 30%-40% поставок нефти, ещё 30% – на Украину, и ещё 30% – на прочие страны. Сама по себе нефть, близкая по составу к российской Urals, на мировом рынке обойдётся Беларуси в лишние $1,6 млрд в год (при потреблении 24 млн тонн в год). И это только сама нефть, не считая расходов на доставку. Сейчас Беларусь заключила контракт на поставку 80 тыс. тонн нефти из Норвегии: сырьё сначала должно быть доставлено по морю по порт Клайпеда, после чего уже по железной дороге в Беларусь. Только стоимость перевалки нефти в Литве и железнодорожной транспортировки стоит 20 долларов за тонну нефти, – это дороже всей транспортировки нефти из России по трубам. Экономическая целесообразность переходить на нефть из других стран отсутствует. 80 тыс. тонн норвежской нефти – это лишь 0,3% от ежегодных поставок российской нефти в Беларусь. Импорт из Украины в должном объёме также маловероятен: для этого придётся серьёзно модернизировать транспортную инфраструктуру Украины. За 10 месяцев прошлого года Украина импортировала 504 тыс. тонн азербайджанской нефти и 231 тыс. тонн – американской через порт Одессы. Объёмы несопоставимы. Поставки из других стран – это в первую очередь реэкспорт по нефтепроводу «Дружба». Такой вариант выгоден России: и объёмы сохраняются, и нет необходимости торговаться с Лукашенко. Спор о ценах на нефть сейчас носит в первую очередь политический характер, и вряд ли он завершится прямо сейчас: на 1 февраля запланирован визит главы Госдепа США Майкла Помпео в Минск. Вопрос принципиальный: если Россия не пойдёт на уступки, то Лукашенко начнёт вести диалог о поставках с США. Пускай объёмы будут не очень большими, но это будет мощный удар по имиджу России, теряющей последних союзников на мировой арене. Подобный спор уже был в 2010 году: тогда Беларусь купила партию нефти в Венесуэле, после чего российские власти были вынуждены пойти на уступки. США же куда более мощный аргумент, чем Венесуэла.