ФАС намерена изучить ценообразование российских онлайн-кинотеатров в связи с многочисленными жалобами пользователей на дополнительные платежи, взимаемые сверх оплаченного тарифного плана. Об этом сообщил глава антимопонольной службы Максим Шаскольский.Как и всякую новость о государственных проверках бизнеса, это заявление нужно читать между строк. ФАС получила команду «фас» на операторов аудиовизуальных сервисов, как на языке закона называются онлайн-кинотеатры, вовсе не из-за жалобы пользователя, заплатившего 50 лишних рублей за просмотр очередного сериала. Истинные причины куда глубже, и связаны они, как ни странно, со ставкой рефинансирования. Политика Центробанка нанесла отложенный, но весьма болезненный удар по отечественному кинематографу. Запредельные депозитные ставки делают краткосрочные банковские вклады куда более привлекательной инвестицией, чем приобретение контента: никакой продюсер не гарантирует вам 24% годовых. Результатом действий ведомства Эльвиры Набиуллиной стал настоящий коллапс кинопроизводства: ранее худо-бедно покупавшие российский контент онлайн-площадки в 2025 году перестали это делать. Остановились не только переговоры о привлечении инвестиций в новые проекты, но и съемки уже запустившихся. Лидеры отрасли, пользующиеся господдержкой и работающие в тандеме с крупными прокатчиками вроде «Атмосферы кино», продолжают работать (в основном на средства из госсубсидий), а вот продюсерский кинематограф среднего и мелкого масштаба оказался на грани вымирания. И это не фигура речи.Блокбастеры с миллиардными бюджетами, ориентированные на семейный просмотр с детьми в кинотеатрах (что автоматически утраивает сборы) и поддержанные «Фондом кино», равно как и сериалы, снятые плюс-минус теми же продюсерами и продакшенами на деньги «Института развития интернета» — только верхушка киноотрасли, 20-30 релизов в год. Все остальное — продукт независимых продюсеров и студий, основным потребителем которого были как раз онлайн-кинотеатры. Свернув закупки и разложив деньги в прибыльные и безрисковые депозиты, они поставили под удар практически всю отрасль, кроме слишком больших ребят с неограниченными финансовыми возможностями. А слухи о скором возвращении голливудского кинематографа на российские экраны ходят уже настолько активно, что вот-вот начнут сбываться. И тогда едва ожившее российское кино вновь — и на этот раз окончательно — добьют заокеанские коллеги. Для зрителя это значит всего лишь замену российских фильмов и сериалов импортными, а вот для государства — утрату важнейшего идеологического инструмента, о котором говорил и писал еще Владимир Ильич Ленин. И вот, как это обычно и бывает при конфликтах интересов государства и бизнеса, нерадивых начали немножечко кошмарить.Как отреагируют онлайн-кинотеатры на этот тревожный звоночек, мы не знаем. Но догадываемся, чего от них ожидают. Это ясный и недвусмысленный сигнал: вы существуете для того, чтобы показывать людям правильное кино, а не для того, чтобы стричь депозитный процент. Займитесь своим делом. Иначе в ходе проверок будут обнаружены нарушения, и вашими делами займется уже совсем другое ведомство.Запасаемся чак-чаком и катыком, уважаемые читатели, и внимательно следим за развитием событий.