Тагаурия и Тагиатское общество. Если выходцы из Алагирского общества или из Куртатинского, спокойно говорят о своем «уалагирстве» или «куртатинстве», то выходцы из Тагаурии себя тагаурцами не называют. Самоназвание идет чисто географическое: даргавсцы, кобанцы, санибанцы и т.д. https://youtu.be/kMTG9pXBNYAСлово «Тагаурия» не прижилось в Осетии, не сложилось и тагаурской общьности, и вот почему. «Тагаурией» извне обобщали Тагиатское общество с сопридельными вольными общинами , фамилии которых жили самостоятельно, и к тагиатам не имели отношения. Это Джимара, Ламардон, Хынцаг, Ахсайнагкау и Генал. Отчасти эти вольные общины были не меньше связаны с Тырсовским обществом или лац-цымытинцами, чем с тагиатами, в частности вторая (или наоборот изначальная) Джимара находилась в Тырсыгоме.Они конечно подпали под влияние тагиатского общества, и поэтому не вольно тоже стали гражданами «Тагиатского края» . В свою очередь ламардонцы Гудцевы были служителями общетагаурского святилища, а другие ламардонцы- Карсановы, как и не тагиатские сильные фамилии Даргавса и Санибы, имели авторитет среди тагиат. Собственно к Тагиатскому обществу относились : Даргавс, Кобан, Саниба и Кани с Тменикау + селения Дударовых (Чми-Ларс, Балта, Редант) и Какадур, где старшинствовали тагиата.Т.к.11 фамилий тагиат пытались подчинить остальных тагаурцев, то и название «Тагиаты ком», также не закрепилось в народе. ***Помимо 11 фамилий тагиат, к коренным тагаурцам (потомкам Тага и фамилиям появившимся здесь) относятся: Арчеговы, Асламурзаевы, Алаговы, Ахсаровы, Аппаевы, Агаевы, Бароевы, Баевы, Бердиковы, Бзыковы, Бзаровы, Берозовы, Бадоевы, Богазовы, Борукаевы, Болиевы, Блиевы, Браевы, Бигаевы, Бадзоевы, Бестоловы, Бтемировы, Бадзиевы, Батаевы, Батаговы, Бибоевы, Бедоевы, Бероевы, Бекаевы(Бековы), Биджеловы, Бацазовы, Голиевы, Гадзиевы, Гавдиновы, Габоевы, Галазовы, Губиевы, Гудцевы, Гудиевы, Джибиловы, Дзодзиевы, Дреевы, Дауевы, Доевы, Джимиевы, Дзебоевы, Дзарасовы, Дзгоевы, Дзесовы , Дудиевы, Дзабиевы, Дзугутовы, Дзарасовы, Джелиевы, Дадиановы, Зортовы, Закаевы (Зикуевы?), Зейтовы, Итазовы, Кумалаговы, Канатовы, Кониевы, Кокаевы, Кокоевы (Кокуаевы), Кубаловы, Кастуевы, Кусовы, Карсановы, Козыровы, Кудаковы, Льяновы, Мильдзиховы, Моргоевы, Муртазовы, Мукаговы, Ноговы, Накусовы, Ногаевы, Отараевы, Озиевы, Пхалаговы, Пуховы, Плаевы, Плиевы, Саламовы, Сатцаевы, Сасиевы, Сабаткоевы, Сидаковы, Сугаровы, Течиевы, Токаевы, Токовы, Татровы, Татермазовы, Танклаевы, Табековы, Уруцкоевы, Уртаевы, Улубиевы, Уарзиевы, Фидаровы, Фраевы, Фриевы, Хадзараговы, Хаматхановы, Хаматкоевы, Хаблиевы, Хадаевы, Хумаровы, Цкаевы, Цомартовы, Цириховы, Царуевы, Цораевы, Чеджемовы...Добрая половина фамилий Тагаурии Ос-Багатаровского происхождения.Переселялись из Алагирского общества (и др.) или частично, или целыми фамилиями , как например Кадиевы , Хадиковы, Цараховы, Хабаевы и др. Из Тагаурии на Юг переселилась часть Карсановых, Козыровых(Гадиевы), Пуховых(Пухаевы), Дзесовых...С Юга в Кобан переселились Багиевы, Тибиловы, Плиевы, Дзагоевы, с Туалгома в Даргавс - Кантемировы (Дзампаевы, Байматовы и Псхациевы от них)...часть Слановых имеет связь с Джибиловыми. *** Главным духовным центром тагиатского края (Тагаурии) было святилище «Тбау-Уацилла». Именно его почитали вторым после самого Всевышнего. Большое значение для тагаурцев еще имело святилище Уасхо - Тутыра в Кани. Переселенцы из Алагирского (и Лац-Цымытинского) общества принесли с собой почитание Рекомы Уастырджи в Санибу и Мады Майрам в Кани. На равнине «тагаурцы» основали селения: Ирикау, Гизель, Нов.Саниба, Фарн, Беслан (Тулатово), Ольгинское (Уатар), Зильги, Брут, Елхот, Заманкул, Батакоюрт, Даргкох, Хумалаг, Дашково, Быдыры Даргавс, и Куян в Кабарде. Значительная доля тагаурцев имелась и в сс.Майрамадаг и Нов.Урух (Шекер) . В районе ст.Архонской и с.Мичурино, располагались выселенные в 1838-1850-х гг.тагаурские селения, в т.ч. Нов.Кобан и др.