Посмотрел два фильма авторства Валерия Приёмыхова. Его все помнят по главной роли в социальной драме “Пацаны”. Фильмы “Кто если не мы” и “Мигранты”. “Кто если не мы” — довольно слабая разваливающаяся мелодрама, в которой отрочески юный Артур Смольянинов и Евгений Крайнов (об артисте нет никаких сведений) играют трудных подростков из бедных семей. Вокруг большой город середины девяностых годов — иномарки, торговые центры, отели, магазины — а они собирают мелочь, исполняя жалостливые песни под гармошку. Но мелочь отбирают бомжи. Герои грабят магазин, один уезжает в тюрьму, а второму грозит специализированная школа, но он идет в платный лицей, деньги на которой зарабатывает той же гармошкой. Иван Охлобыстин играет идиота патологоанатома. Как-то всё скомкано и тяготеет к “Ералашу”, особенно падение с унитаза Валерия Приемыхова в роли совестливого алкоголика. Хотя видно, что все старались. А вот “Мигранты” — фильм прямолинейный и вполне отвечающий духу чернушного времени. Молодые люди из российской глубинки всем хороши — работящие, добрые, даже целеустремленные. На стройке трудятся. Но в собственной стране они мигранты. Нет жилплощади, нет прописки, нет никаких перспектив. Усилия прилагаются, а ведут только на дно. Какая-то драка, тёрки с местными пацанами, алкоголики рабочие, горящие бытовки, выселение из общежития. Мать героя — Нина Русланова, между прочим — живущая в деревне, говорит ему и его молодой невесте — “Уезжайте отсюда, и никогда не возвращайтесь. Мы здесь все прокляты. Здесь жизни нет”. И действительно, единственное светлое пятно на засранном холсте российской действительности — иностранец, за которого вышла подруга то ли героя, то ли героини. Он финский электрик, но ездит на мерседесе и угощает всех напитками, которые воспринимаются как роскошные. Бифитер и Бейлиз. Может себе позволить весь день провести в общественном бассейне. Героиня говорит жениху — “Отпусти меня. Я хочу уехать за границу. Здесь я удавлюсь”. Говорит она это с видом на какую-то очаровательную старую московскую малоэтажную купеческую улочку с маленьким белым храмом. И это через тридцать с лишним лет после съемок вызывает смешанные чувства. С одной стороны, мы сейчас смотрим на более или менее то же самое, и видим, что это хорошо. С другой стороны почти получается представить, в каком эмоциональном и ментальном аду существовали молодые люди в начале девяностых, видя единственную жизненную стратегию в отъезде куда подальше. Конечно, они ошибались. А кто не ошибается? Объединяет два фильма, помимо режиссера, актриса Екатерина Васильева, которая очень смешно и заразительно играет нетипичные роли — активистки родительского комитета и милиционерши в ОВИРе.