«А там ты будешь живым среди зомби, Незнайкой в солнечном городе», — когда-то эти строки, взахлеб зачитанные Шымом (которого тогда еще называли Шымон), застолбили имя «Касты» не только среди поклонников русского рэпа (их сердца были завоеваны еще во времена «Трехмерных рифм»), но и среди простых слушателей. Прошло 22 года — теперь некогда классики лирики «темных улиц, грязных тротуаров» с серьезным выражением лица зачитывают «эмигрант эмигранту брат, диссидент диссиденту кент», превращаясь в пародию на самих себя и их скит «хулигана старший брат бандюган» из далекого 2008 года, когда пиковые Шым, Хамиль, Влади и примкнувший к ним Змей не примеряли на себя белое пальто с эпитетами «мы эмигранты — философский самолет», тщеславно сравнивая себя с интеллигенцией столетней давности. Впрочем, справедливости ради, отмечу, что падение классиков русского рэпа нулевых началось еще в начале 2010х — в 2012 году вышел кризисный сольный альбом Влади «Ясно», где четко прослеживалась проблема взросления — сытые и зрелые уличные летописцы просто не поняли, куда себя деть, когда «у меня все есть — две машины, жена, малые два пацана» (да, персонаж, над которым они смеялись в 2006 году, стал неприятным отражением в зеркале). Поэтому ничего лучше, «чем приносить людям пользу» и «сочинять мечты» Влади в 2012 году не нашел. А в 2017 году кризис вылился в политизированный «четырёхглавый орет», где, если отбросить поиски творческих смыслов в политической повестке, символично уместилась ограниченно грамотная фраза про «выписку с кадастра», напоминая, что пацаны из «Касты» уже давно не «х*ярят на своей волне» , как это было в 2002, а скорее превратились в брюзжащих телезрителей, ругающихся с ведущими вечерних шоу. От старого стиля тогда осталась только странная тяга к нелепым каламбурам в названиях альбомов. Нынешнему лирическому герою «Касты» с трека про мясокомбинат не остается ничего, кроме как скроллить ленту соцсетей и ненавидеть всех, чье мнение отличается. Эдакий повзрослевший и обозленный персонаж их «Встречи» 2008 года, помнивший «Олечку тихоней ниже травы», посылает бывшим однокурсникам лучи ненависти уже через экран ноутбука, сравнивая бывших соотечественников с карикатурными описаниями уровня «квартала 95» («Ссылочка вконтакте», «обманутый»). Проблема даже не в том, что артисты, гордо заявлявшие, что президент Медведев слушал их выступление в 2009 году, изменились и ушли с головой в политику — есть множество примеров, когда социальная лирика попадает в нерв. Проблема в том, что обозлившись на всех вокруг, музыканты из «Касты» не нашли интересного творческого метода передать свою злость и боль. Зайдя на поле протестной и политической лирики, ростовские уличные поэты поплыли из-за недостатка опыта — ведь на фоне того же мастодонта Шевчука и даже иноагента Нойза МС они выглядят неловко с аргументами ворчливого зрителя, ругающегося с телевизором. Такой матчасти явно недостаточно для привлечения внимания как простых обывателей, так и политически подкованных слушателей. Еще печальней то, что в погоне за политической повесткой «Каста» потеряла как остроту слога (красиво облачать обиду в трехмерные рифмы оказалось сложнее), так и интересные аранжировки — ведь «Озаренный маэстро Влади» всегда был талантливым битмейкером, который собирал свои минусы из такого количества классических, джазовых и поп-произведений, что по ним впору было писать исследования. Сейчас же уровень аранжировок либо пожертвован в пользу месседжа, либо Влади попросту не хватает запала на конструирование битов. Кризис взросления вылился в кризис творческий и теперь на месте «Закрытого космоса», покорявшего даже самых далеких от рэпа слушателей, красуется «Космос и говно», отпугивающий даже самых преданных фанов. Всем, кто надеялся хотя бы на минутку услышать полную сил «Касту», уставшие от творческих поисков рэперы своим треком прозрачно намекают: «Этого больше не будет». Так и стоило назвать альбом.