(продолжение предыдущего поста)Руководитель региональных программ федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Вадим Попов:В 2023 году Центральный банк России запустил пилотный проект по исламскому (партнёрскому) банкингу в Чечне, Дагестане, Башкортостане и Татарстане. Спустя почти год эксперимента в правительстве решили продлить пилот и распространить практику на всю Россию. Считаю, что это решение преждевременное. Нужно понимать, что востребованность исламского банкинга в регионах, где доля мусульман незначительная, будет крайне низкой. Кроме того потребуется значительная переработка профильного федерального закона. Российская банковская система в принципе консервативна, поэтому эти изменения будут проходить с трудом. Ещё один фактор, который мешает распространению исламского банкинга на российском рынке, — низкий уровень информированности. Услугами, которые соответствуют исламскому праву, могут пользоваться не только мусульмане, но даже этот факт не привлекает потребителей, так как они не понимают принципов работы этой системы. Да и людей в принципе пугает слово «исламский». В общем, исламский банкинг может попасть в ловушку пассивной исламофобии.С другой стороны, сейчас в стране проживает около 20 млн мусульман, которые в разной степени соблюдают религиозные каноны. Для них исламский банкинг востребован. Кроме того, с учетом экономического поворота на Восток тема оказывается ещё более актуальной — нововведение должно простимулировать приток инвестиций из мусульманских стран. Тем не менее, прогнозирую, что в ближайшие годы не стоит ожидать открытия специализированных банков, ориентирующихся исключительно на исламские финансы. Скорее всего, в пилотных регионах и далее по всей стране в принципе появятся специальные продукты в уже существующих банках.Экономист Валерий Корнеев:Смысл исламского банкинга в том, что тот, кто даёт деньги, так же заинтересован в успехе предприятия или проекта, как и тот, кому эти деньги дают. Только в этом случае он получит свои деньги назад с прибылью, в отличие от ростовщической формы кредитования, где кредитору всё равно – получит ли заёмщик свой запланированный доход от проекта, заёмные деньги с процентами он все равно обязан вернуть кредитору в любом случае.В исламском банкинге обе стороны совместно работают над проектом или предприятием, и прибыль обеих сторон зависит от успеха предприятия или проекта. Поэтому в исламских странах почти всегда кредитор помогает заёмщику в контактах с любыми контрагентами, планированием и даже операционной деятельностью, если это необходимо.Так что дело совсем не в мусульманской религии, а в отношениях между заёмщиком и кредитором. Мусульманским такой банкинг называется потому, что мусульмане более нетерпимо относятся к кредитам под проценты, то есть ростовщичеству, запрещённому, кстати, и в христианских священных книгах. Но в Средние века католические папы постепенно стали разрешать кредитование под проценты, соблазнившись лёгким доходом в первую очередь для Ватикана и католических монастырей. Потом это ростовщическое поветрие докатилось и до российской земли.