В последнее время вижу у многих экономистов популярное мнение, что, дескать, бюджет, рубль и экономика отсоединились от цены на нефть. И теперь даже нынешние цены в $40-45 «нам не страшны». Но в этом утверждении есть большая доля лукавства. Да, бюджет в последние годы («бюджетное правило») фактически жил при цене нефти в $42, отсекая остальную сверхцену в ФНБ. Но нефтяная отрасль ведь живёт не только одними отчислениями в бюджет. Начнём с того, что нефтянка один из крупнейших предъявителей спроса на продукцию машиностроения и услуги. Нынешняя невысокая цена на нефть «отрубает» примерно 300-350 млрд. руб., которые могли бы пойти на продукцию отечественного машиностроения – из-за падения инвестиций в отрасли. Далее по цепочке это уменьшает грузоперевозки по РЖД, а также услуги по НИОКР, и т.д. Ещё одна поддержка нефтянкой экономики – дивиденды. Очевидно, что при низких ценах на нефть не стоит ждать высоких выплат по дивидендам. Так, только один ЛУКОЙЛ в 2019-м (при не самых высоких ценах на нефть) выплатил 380 млрд. руб. дивидендов. А в 2015-м, при низких ценах – 151 млрд. По итогам 2020-го только по одной это компании будет сокращение дивидендов скорее всего на 200 млрд. руб. или более – и эта бухгалтерская строка попадёт в «падение реальных доходов населения». Ещё раз повторю, это большое лукавство заявлять про то, что «бюджет, рубль и экономика наконец-то отвязались от цен на нефть». Нет, это не так. Экономика России до сих пор критически зависит от цен на нефть (и другое сырьё). Не в прямую, так косвенно.