Живая Система Российская политическая система представляет собой переходную модель – от чисто иерархической к комбинированной (иерархическо-сетевой). В вопросах администрирования продолжает формироваться вертикаль власти (единая публичная власть, дерегионализация, ремуниципализация). В сетевой структуре ключевое значение имеют узлы, которые действительно могут образовываться ситуативно. Однако, не менее важна среда системы – тот «клей», который делает ее единым целым. И «элитная среда» оказывает значимое воздействие на всю Систему. Важно отметить единые элементы системы, которые действуют как стяжки – это новый управленческий (и шире – политический) класс с едиными установками и системным мышлением, формирование которого идет на президентской платформе «Россия – страна возможностей», клубная культура, формирование внеполитического гражданского общества с различными контролируемыми формами самоорганизации. Система усилиями внутриполитического блока приобретает большую гибкость, способность образовывать новые узлы и связи. Именно гибкость является основой саморегулирования, поскольку позволяет оперативно подстраиваться под изменения внешней («новые и большие вызовы») и внутренней (межэлитный баланс) среды. Хаотизации как таковой не происходит – есть лишь восприятие все большей гибкость как внесение элемента хаоса. Однако, это реализация механизма динамической стабильности, который невозможен без постоянного движения, обновления и саморефлексии. Образно говоря, система «разминается» – постепенно, аккуратно и тщательно контролируя свое состояние. Именно это является причиной осторожности и «маленьких шагов» вместе в тактическими временными откатами. Смыслообразование – это основа не только развития Системы, но и ее выживаемости. Частично эта функция делегирована обществу через механизмы краудсорсинга – именно это реализуется в многочисленных конкурсах и социальных лифтов во главе с «Лидерами России» со всеми их треками. В определенной степени эти функции сейчас выполняет политический сегмент Телеграма. Конкурс в области политологии, проводимый ЭИСИ и РФФИ – преследует те же цели. Командные игры, столь часто практикуемые на тренингах АП, а также «советизация» (возрастание числа коллегиальных органов принятия решений) и акцент на групповой работе (Президиум Госсовета и не только) также призваны стимулировать генерацию идей и Смыслов. Функции Лидера и Вождя в такой ситуации естественно утрачивают свою значимость, при этом действительно возрастает роль Гаранта, но не как фактора консервации, а как контролера за процессами и недопущения вырождения системы. В целом Персональность уступает место Функциональности – при этом, конечно, не исключается наличие ярких и харизматичных лидеров, политиков и управленцев. Администратор как ключевой функциональный элемент Системы не существует сам по себе – у него, как и у любой ролевой модели есть свой «двойник», который дополняет недостатки Администратора, но при этом и сам находится в идеальных условиях для самореализации. Если госуправление и в целом политика переходят в административный режим, то бизнес и некоммерческий сектор, а также наука и образование представляют собой идеальную площадку для генерации ярких идей, проектов и решений, которые затем делегируются Администраторам для проработки и встраивания в тело Системы с последующей совместной реализацией. Система становится более живой. Именно поэтому идут энергичные процессы во многих областях – от изменений Конституции до цифровизации. Скорость этих действий Системы «разминает» ее и позволяет быстрее воспринимать новое, которое при этом необязательно будет интегрировано, при этом эффективно отбрасывая отжившее свое рудименты (институты, партии, формы взаимодействия с обществом, ролевые модели и т.п.).