Количество граждан, следящих в постоянном режиме за политической/геополитической повесткой снижается уже несколько недель подряд: тренд работает на возрастающее внимание общества к социально-экономической проблематике, а также детерминирует желание широких слоев населения отвлечься от существующих реалий, в том числе и за счет развлечений и прочих досуговых форматов. Опросы показывают, что пиковые значения показателя вовлеченности конца февраля – начала марта планомерно снижаются начиная с апреля. Анализ данных фокус-групп в различных регионах страны показывает, что 50-55% граждан, так или иначе, следят за политической повесткой, однако интенсивность вовлечения устойчиво снижается, особенно в сегменте молодежи. Характерно, что в конце февраля и начале марта этот показатель вовлеченности доходил до 75-80%, однако сейчас наблюдается расфокусировка общественного внимания по отношению к текущему контенту. Это связано с несколькими причинами и, прежде всего, продолжающейся адаптацией общества к новой реальности. Как следствие, отмечают эксперты, интерес общества начал смещаться от политической повестки к экономической, а влияние политического информационного фона в структуре внимания большинства граждан снижается. Также эксперты склонны объяснять этот феномен утомленностью социума и ограниченным потенциалом мобилизации в нынешних условиях. Граждане берегут изрядно оскудевшую в период пандемии энергию мобилизации для индивидуальной социально-экономической адаптации к сложным реалиям. В этом плане интенция общества на оставленность в покое остается базовым алгоритмом реагирования большинства на новую реальность. При этом образ будущего в общественном сознании не определен и это работает на размывание значимости политического контекста для аполитичных масс российского социума, а также на уменьшение и без того невысоких горизонтов планирования. Соответственно, запрос смещается в сторону повышения эффективности экономической политики и позиционирование результативных кейсов региональных и федеральных властей в социально-экономической сфере. Также в сегменте среднего класса и выше очевиден запрос на расширение досуговых форматов и развлечений, которые в новой реальности оказались ограничены (продукты западной киноиндустрии, международные спортивные соревнования, возможности путешествий, в том числе и заграничных, походы в рестораны). Так или иначе, этот досуговый фактор уже сказывается и влияет на параметры общественных настроений. Эксперты говорят, что модели реагирования различных сегментов социума будут различны: базовым остается уход в реалии личной и семейной жизни, однако и потенциал для различных проявлений аномии (рост алкоголизма, наркомании, разводов и внутрисемейных конфликтов и т.д.) рассматривается как достаточно высокий.