Практика «трудовой мобилизации» расширяется, приобретает законодательную базу и имеет перспективы для дальнейшего расширения. В октябре прошлого года появилась информация с мест об активном привлечении студентов к работе вместо мобилизованных рабочих в Приморье и на Кузбассе, тогда же объявили о рассмотрении подобной инициативы власти Калужской, Курганской, Курской, Ленинградской, Челябинской областей и Чукотского автономного округа. В январе с.г. с мест поступает информация о запрете отдельными учебными заведениями работы на по специальности, ужесточаются требования к местам практики. Если раньше, с учетом размера стипендии меньше 3.000 руб., администрация с пониманием относилась к подработке студентов, то теперь появляются формальные запреты на работу «не на заводе». Более того, в случае трудоустройства на одобренном предприятии, появляются индивидуальные учебные планы, которые «позволят совмещать работу и обучение», т.е. студенты получают сокращенный формат обучения с более ранним выходом на производство. Законодательные инициативы по организации труда появляются и для школьников: готовится проект изменений в законе «Об образовании», в соответствии с которым предполагается ввести новую обязанность для школьников – помимо учебы заниматься общественно-полезным трудом. Показательно, как менялась тональность высказываний ответственных лиц в рамках подготовки внедрения указанной инициативы: еще в октябре прошлого года министр просвещения указывает, что среди родителей нет однозначного мнения об обязательности такого направления, но уже спустя пару месяцев глава комитета Госдумы по просвещению утверждает, что «подавляющее большинство родителей только за», а председатель некоей общественной организации «Ассоциация родительских комитетов и сообществ» - от имени родителей, разумеется, - заявляет, что «учителя должны иметь право привлекать детей к труду, даже наказывать их теми же общественно-полезными работами». Дискурс при этом смещается от «мытья доски в классе» в сторону «дети могут заниматься сельскохозяйственными работами». Необходимость внесения поправок в Трудовой кодекс представляется разработчикам излишней в связи с тем, что «он регламентирует трудовые отношения, а не воспитание». Работа над законопроектом ведется оперативно, так что обязанность «воспитательного» труда и наказание «общественно-полезными работами» для школьников может появиться уже в этом году. Формально, никакой «трудовой мобилизации», которая подразумевает принудительное привлечение населения к широкому спектру работ при чрезвычайной ситуации или в военное время, не происходит. Студенты привлекаются к работам в рамках учебных планов или «добровольно», а школьники будут привлекаться к труду в рамках «воспитания». В других отраслях – в первую очередь на критически важных предприятиях и в бюджетной сфере можно прогнозировать «отраслевые» ужесточения правил – в первую очередь запреты на выезд за границу и смену места работы. Представляется, что они также станут добровольными, но обязательными для сохранения рабочего места. По факту уже проходящая «трудовая мобилизация» в ближайшем будущем станет отдельным феноменом общественной и социальной жизни.