«Apocalypse Now» в Зарядье30 апреля, в 80-летнюю годовщину самоубийства Гитлера и канун Вальпургиевой ночи, в московском парке Зарядье открылась для посетителей выставка «И увидел я новое небо и новую землю».Названием послужили строки из Апокалипсиса. Полностью фрагмент звучит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». Но представляется, что более точным эпиграфом были бы иные слова Откровения: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять ...», так как выставка совсем не про Небесный Иерусалим.Сами подземные залы выставки оформлены зловещими красным и черным. Приглушенный свет выдергивает из полумрака экспонаты. На экранах — анимешный видеоарт в духе постапокалиптики «Евангелиона». Музыка звучит соответствующая атмосфере — мрачный электронный dark ambient.В центральной части экспозиции представлен проект «Сталь» — стальные плиты от стандартных бронежилетов, расписанные в духе пасхальных яиц или матрешек на ярмарке в Измайлово. Среди них попадаются шедевры жутковатого Z-китча, например, пластина в стиле игры DOOM с надписью KURSK, где брутальная фигура с бензопилой держит в руке визжащего украинского подсвинка.Отдельное пространство посвящено погибшей в результате теракта журналистке Дарье Дугиной. В полукруглом зале, как в апсиде храма, разместились друг против друга на колоннах-постаментах бюсты погибшей Дарьи и ее поныне здравствующего отца Александра Дугина. На третьем постаменте, между живым отцом и мертвой дочерью, помещены крест за мужество и маленькая черная диадема, которую носила Дарья. Над ними, как эпитафия, слова Дарьи: «Я стану медиком и научусь останавливать кровь моей страны, я научусь вырывать острый кинжал из раны так, чтобы крови больше не было. Я стану лекарем и знахарем. Я отмолю ее».На стенах зала картины тотального разрушения, где в клубах дыма пожарищ в небе резвятся падшие ангелы. Напротив зала — огромное полотно «Предрассветное» ультраправого художника Алексея Беляева-Гинтовта — соратника Дугина по Евразийскому движению. На полотне некий титан в змеиной чешуе и с брутальным профилем, напоминающим Муссолини, сжимает земной шар, как бы иллюстрируя наступление возвещенной Алистером Кроули новой Эры — люциферианского Эона Гора.Кураторы заявили идею выставки как демонстрацию героической духовно-нравственной преемственности поколений войны: «Выставка о человеке на войне: о штурмовике, который делал свою работу в посадках под Донецком в 2024 году; о пехотинце, зацепившемся за мерзлую землю в полузасыпанных окопах под Москвой в 1942 году; о том, как солдат проходит сквозь войну. О том, как русский человек пишет историю Родины».Но куда больше экспозиция вызывает в памяти строки из антивоенной переписки Зигмунда Фрейда с Альбертом Эйнштейном накануне Второй мировой войны, в которой Фрейд с грустью констатирует, что агрессивные и деструктивные влечения заложены в самой природе человека. Он пишет:«Война уничтожает исполненные надежд человеческие жизни, ставит отдельного человека в самое унизительное положение, вынуждает его убивать других людей, чего он не хочет делать; война уничтожает огромные материальные ценности, результаты человеческого труда, да и многое другое. Равно как и то, что война в ее сегодняшнем виде не предоставляет больше возможности осуществить старые героические идеалы, а будущая война вследствие усовершенствования средств разрушения будет означать уничтожение одного или даже обоих противников».И эта мрачная выставка, проникнутая духом Танатоса-Смерти, является прекрасной иллюстрацией данного тезиса.