#ЗлобнаяКолонкаГосдума готовится внести изменения в закон «Об образовании», которые вроде бы направлены на повышение качества подготовки учащихся. Но если вчитаться в суть, становится ясно: речь идёт о том, чтобы подчинить ещё один элемент системы образования государственному контролю.Что изменится? Сейчас независимую оценку качества подготовки обучающихся (НОКПО) проводят сторонние организации — юридические лица, которые сами выбирают методы, критерии и формы анализа. Это и есть ключевое слово — независимая.Теперь эту «независимость» решено упорядочить:Оценкой качества будут заведовать федеральные и региональные власти.Они же будут утверждать единые правила, критерии и меры воздействия на неугодные школы и вузы.В случае несоответствия новым требованиям — организацию могут временно запретить к приёму студентов или лишить аккредитации.Среди последствий — всё та же формулировка «улучшение качества образования». Но на практике это означает, что государство получит ещё один рычаг давления на школы и вузы: если не следуешь «правильной» линии — закрытие, запрет на приём, смена руководства.А разве раньше не контролировали?Контроль был. И довольно плотный — через лицензии, проверки, Рособрнадзор, аккредитации. Но это был государственный надзор — с формальными рамками и проверками по конкретным стандартам.Теперь вводится параллельная система: вроде бы независимая оценка, но по сути — ещё один инструмент, который контролируется сверху. Название прежнее, но суть меняется: из внешней обратной связи НОКПО превращается в механизм влияния и давления.Почему это важно? Потому что это ещё один шаг к полной централизованной модели образования, где не только учебные программы, но и оценка качества преподавания будет завязана на политическую волю.И если сегодня вы проверяете уровень знаний, то завтра — «уровень воспитанности», «патриотической зрелости», «ценностной устойчивости». А те, кто не прошёл — вычёркиваются из списка допущенных к будущему.Кому стоит волноваться? Школам и вузам, которые сохраняют элемент критического мышления и самостоятельности.Учителям, чьи методы не вписываются в стандартизированный "единый порядок".Родителям и студентам, для которых качество образования — это не только любовь к Родине, но и умение мыслить, сомневаться, сравнивать.Что дальше? Официально закон не вводит новые штрафы и не создаёт формально новых ограничений. Но, по сути, он переносит ещё одну независимую процедуру в ручное управление государства.А когда всё в одних руках — то и цель оценки становится не объективной, а политической. Где главное — не как ты учишь, а чему ты учишь.Виктор Лурье