Пушкинский музей в годы войны. К 80-летию ПобедыСамое уязвимое в конструкции музея — стеклянная крыша. Все, что можно было, из-под стеклянных перекрытий передвинули к стенам. В залах в сентябре 1941 года оставались слепки — 19 больших неразборных статуй, 57 памятников, вмонтированных в стены, 8 архитектурных памятников.Во время обороны Москвы крупные слепки, находившиеся в залах, невозможно было разобрать и убрать в подвал, поэтому для них придумали защитные конструкции из бруса, досок и фанеры.Для каждого памятника, остававшегося в зале, были разработаны специальные меры безопасности. Мраморный «Уваровский саркофаг» решили закрыть ящиком с крышкой и засыпать песком. Для «Колодца Моисея» (слепка работы Клауса Слютера) планировали сделать навес, а «пророков связать канатами на мешках». Пергамский алтарь предлагалось закрепить и завесить от дождя. После начала войны штат музея был сокращен и, чтобы остаться работать в музее, сотрудники переходили на другие должности. Старший научный сотрудник отдела античного искусства Нина Лосева стала пожарным, экскурсовод Мария Никифорова заняла пост сторожа у центрального входа под колоннадой, реставратор Елизавета Болотникова перевелась на должность бухгалтера-кассира. В музее и в военное время проходили выставки и издавались небольшие каталоги к ним. Все силы были брошены на поддержание нормального функционирования музея ради сохранения и самого уникального здания, и оставшихся коллекций. Помимо бесконечных авральных музейных работ, сотрудников мобилизовали на разгрузку дров, заготовку леса, переборку овощей, строительство метро. Несмотря на все это, сотрудники музея продолжали заниматься научной работой, читать лекции для широкой аудитории и отдельно на Казанском вокзале для солдат, отправляющихся на фронт, выпускать альбомы с фотографиями предметов искусства, обсуждать доклады коллег, защищать диссертации. И.А. Кузнецова писала Т.С. Айзенман из Москвы 18 ноября 1942 года: «В музее я бываю часто… снова холод и тоска. Все сотрудники сгрудились в одном из зальцев Барбизона, где сооружена печка. Сейчас там происходит научная сессия трех музеев: нашего, Западного искусства и Восточных культур…». Эта убеждённость в необходимости своего дела и помогла сохранить музей.#Эхоистории