(к предыдущему посту) Политическое управление в советской асабийи (сейчас Система продолжает жить в ней) тоже было устроено по принципу крестьянской общины. На вершине – самый многомудрый старец, староста деревни. Он занимается оперативным управлением. Это генсек/президент. Для решения важных, тем более стратегических задач (например, перевод земель вырубленного леса в перераспределяемую в общине пашню; чрезвычайные налоги) собирается совет стариков, обычно 10-15 человек. В СССР это – Политбюро, в РФ – Совбез. Чтобы придать решению старцев общенародный характер, в деревне собирался сход. Рядовым крестьянам там давали волю высказаться, поругаться – а далее утвердить решение старцев. Сход – это аналог Съезда СССР или Госдумы РФ. Уважаемый политический философ Сергей Жариков замечал, что крестьянская община – это не славянское изобретение, а была импортирована правящими элитами из волго-каспийской системы, и она основана на своде правил «Пуштунвалай» (импортирована и внедрена при позднем Иване Грозном, после взятия Казани). Ранее, как я не раз писал, славяне и финно-угры жили очень автономно, хуторами в 1-3, редко до 5-6 дворов, фактически это были расширенные семьи, где все на таком хуторе были родственниками друг другу. Никакого коллективизма, общинности они не знали. В одном из интервью Жариков пояснял про «Пуштунвалай»: «Это такой пакет программ, почти в буквальном смысле — дистрибутив. Все коммуникационные ценности (хотя слово «ценности» мне не нравится) здесь взяты с Ближнего Востока, в частности у афганских племен пуштунов. Свод неписаных законов Пуштунвалай — это древняя система домусульманских отношений, которые распространялись через Иран, Каспий и далее вверх по Волге. Все племена и национальности, которые существуют вне традиционных общественных институтов, работают по принципу экономики Дара». Пуштунвалай восходит к доисламской эпохе пуштун как потомков саков (туранское наследие). К примеру, система управления общин у Пуштунвалай и в русской деревне были почти идентичны: «Право толковать Пуштунвалай и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам-знатокам норм обычного права. В их роли выступают умудренные жизненным опытом и наделённые организаторскими способностями старцы («белобородые» – «ришсафидан»). Они выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власти». Но вот кроме Жарикова и немного у евразийцев-гумилёвцев пока не видел развитие темы Пуштунвалай (может, есть что-то у татарских исследователей, надо поискать).